«Утаённая любовь Пушкина»

   Во многих изданных в разные годы сборниках стихов Александра Сергеевича Пушкина есть посвящения, обозначенные как «К...». Кто же эта таинственная незнакомка (или их было несколько?), покорившая сердце гениального поэта, который не пожелал раскрыть её имя потомкам?

   Первая летняя встреча литературного клуба «Верба» была посвящена именно этому животрепещущему вопросу и называлась «Утаённая любовь Пушкина». На встречу с вербовцами была приглашена пушкинист, кандидат филологических наук, доцент филфака ДГУ Раиса Раджабовна Алиева.

Р.Р. Алиева

   Как следовало из доклада Раисы Раджабовны, «лампадой чистой любви» и музой Пушкина в течение всей его жизни являлась не кто иная, как императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I.

   Когда она встретилась на жизненном пути поэта, Пушкин был ещё мальчиком, учеником Царскосельского лицея, а императрица была намного старше его. И на протяжении долгих лет она оставалась его идеалом чистой красоты, которому юноша посвящал стихи, но по понятным причинам утаивал её имя.

   Причастность императрицы Елизаветы к тайной любви Пушкина, пронесённой через всю его жизнь, смогла доказать в своей книге «Пушкин и императрица. Тайная любовь» пушкинист Кира Викторова.

   Именно Кира Викторова впервые заявила о том, что единственной музой и тайной любовью Пушкина была императрица Елизавета Алексеевна (урождённая Луиза Мария Августа Баденская; 13 января 1779, Карлсруэ, Баден – 4 (16) мая 1826, Белёв, Тульская губерния; дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии, урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской). «Знаменитый же «донжуанский список» Александра Сергеевича, по её версии, – всего лишь ёрническое издевательство над пошлостью обывателей», – утверждается в аннотации к книге. Любил ли Пушкин одну Елизавету Алексеевну, писал ли с неё Татьяну Ларину, была ли императрица для него дороже всех на свете или к концу жизни он всё-таки предпочитал Наталию Гончарову – на все эти вопросы книга Викторовой обещает дать ответ.

     В завершение доклада Р.Р. Алиевой были заданы вопросы, после чего началась дискуссия. Нашлось, что сказать по теме у поэтов Марины Гаджиевой и Григория Адарова, поэтов и прозаиков Абутраба Аливердиева и Александра Карапаца и других. В частности, Александр Карапац выразил мысль, что поэту необходим некий идеализированный женский образ, перед которым поэт будет в душе благоговеть и который останется для него обладающим всеми совершенствами и недоступным.

   Вербовцы, благодарные Раисе Джабраиловне Алиевой за интересную беседу, пригласили её на следующую встречу клуба, которая состоится 18 июня и будет посвящена произведениям участников «Вербы». Подробная информация об этом скоро будет размещена на сайте библиотеки.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика