В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова представлена выставка «Угроза нашей цивилизации», посвящённая памятной дате трагедии в Беслане (3 сентября).
В России ежегодно 3 сентября отмечается особая дата – День солидарности в борьбе с терроризмом. Это совершенно не очередной профессиональный праздник, да и праздником этот день никак не назовёшь. Ведь в нашей стране трагическая дата 3 сентября теперь неразрывно связана с ужасающими событиями, произошедшими в Беслане совсем недавно – с 1 по 3 сентября 2004 года.
3 сентября – памятная дата трагедии в Беслане.
Нужно отметить, что день 3 сентября является на сегодня самой новой памятной датой России. Она была официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России», который был выпущен 6 июля 2005 года. С тех пор россияне в этот день с горечью вспоминают людей, погибших от рук террористов, а также тех сотрудников правоохранительных органов, которые погибли во время выполнения служебного долга.
В нашей стране за последние десятилетия произошло большое количество страшных террористических актов. Но самым ужасным из них, без сомнения, можно назвать трагические события, произошедшие в Беслане (Северная Осетия), когда погибло множество детей. Тогда, 1 сентября 2004 года, когда дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году, боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники целых три дня удерживали 1128 человек.
Итогом этого террористического акта стала гибель более 350 человек, что составило около 1% населения города. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины. Ранены были более 500 человек.
Напомним, что 31 террорист был убит во время проведения операции по освобождению заложников. А один боевик был арестован и получил пожизненное заключение. Шамиль Басаев в своём заявлении, опубликованном в Интернете несколько позднее, публично взял на себя ответственность за теракт в Беслане. По мнению представителей общественности, к массовой гибели людей привели ошибки, допущенные во время операции по освобождению заложников.
После этого теракта правительство нашей страны осуществило серьёзные меры по усилению безопасности школ и других общественных объектов.
Вспоминают россияне 3 сентября жертв и других терактов, происходивших в столице, а также в Чечне, Дагестане, Будённовске, Первомайском и других регионах нашей страны.
В этот день традиционно проходятся панихиды, возлагаются цветы к мемориалам погибших, проводится всероссийская минута молчания. Во время минуты молчания во многих российских городах в небо выпускают белых голубей, которые призваны символизировать мир. В школах нашей страны к этой дате приурочены специальные уроки, посвящённые проблемам борьбы против терроризма и экстремизма.
Наверное, не все знают, но мировой терроризм имеет уже достаточно длительную историю. Он впервые появился не в наше время, а ещё во времена Великой французской революции. Что касается России, у нас первые террористические группы возникли ещё до революции. Террористы своими действиями, прежде всего, стараются оказать психологическое воздействие на общество. Они пытаются любыми способами запугать людей. Ведь и само слово «террор» в переводе с латыни означает «ужас». К теракту просто невозможно подготовиться заранее, по этой причине всегда следует быть настороже.
Терроризм в настоящее время является одной из важнейших угроз безопасности человечества и современному миру в целом. К сожалению, нужно отметить, что именно наша страна стала одной из главных мишеней террористов. В последние годы фиксируется рост количества подобных преступлений.
Литература, представленная на выставке:
1. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство: монография / под ред. А.В. Возженикова. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 528 с.
2. Крусанов П. Действующая модель ада: очерки о терроризме и террористах. – М.: Издательство АСТ, 2004. – 223 с.
3. Томпсон Лерой. Антитеррор: руководство по освобождению заложников / пер. с англ. К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 272 с.
4. Ольшанский Д.В. Психология террора / Д.В. Ольшанский. – М.: Академический проект, ОППЛ, 2002. – 320 с.
5. Горюхина Э. Путешествие учительницы на Кавказ: очерки. – М.: Дружба народов, 2000. – 223 с.
6. Шестаков В. Террор – мировая война. В. Шестаков. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 320 с.
7. Дершовиц А. Почему терроризм действует / А. Дершовиц. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 256 с.
8. Этнорелигиозный терроризм / Ю.М. Антонян, Г.И. Белокуров, А.К. Боковиков. – М.: Аспект ПРЕСС, 2006. – 318 с.
9. Брасс А. «Двоюродные братья» или смертельные враги? Террор без границ / А. Брасс, А. Шумилин. – М.: ООО «Агентство «КРПА Олимп»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 330 с.
Универсальный читальный зал