«Учёный, слагавший мелодии»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Учёный, слагавший мелодии», посвящённая 160-летию со дня рождения русского композитора Сергея Ивановича Танеева.

Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно священным отношением к искусству.

Л. Сабанеев

   Сергей Иванович Танеев – русский композитор. Родился Танеев 25 ноября 1856 года в семье дворян. Его отец был помещиком и статским советником и любил музыку. В 10 лет Сергей поступил в Московскую консерваторию, где обучался игре на фортепиано, и окончил её в 1875 году с золотой медалью. В консерватории он также учился у Чайковского композиции и был его любимым учеником, а впоследствии и близким другом – исполнял его произведения, редактировал и изменял.

   Сергей Танеев учился за рубежом. А вернувшись в Москву, преподавал в Московской консерватории сначала теорию музыки, а потом игру на фортепиано. В 1885–1888 годах был главой консерватории по просьбе Чайковского, а потом вёл курсы полифонии и музыкальной формы. Автор лучших русских вокальных произведений своего времени.

   Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, пианистов, продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна.

   Танеев способствовал сближению московской и петербургской школ музыки. В 1905 году из Петербургской консерватории уволили Римского-Корсакова, и в знак солидарности с ним Танеев покинул Московскую консерваторию и стал зарабатывать на жизнь, давая частные уроки. Его учениками были Рахманинов, Скрябин, Гречанинов и другие знаменитые композиторы.

   В 1910–1911 годах С. И. Танеев вместе с А. В. Оссовским выступил в поддержку молодого композитора Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Б. П. Юргенсону с просьбой опубликовать произведения композитора. Однако только после убедительного письма А. В. Оссовского Б. П. Юргенсон ответил согласием.

 Ясная Поляна. 1895 г.

   Танеев дружил со Львом Толстым и увлекался изучением языка эсперанто. Был одним из первых эсперантистов в России; на языке эсперанто написаны несколько романсов, на нём же С. И. Танеев вёл свой дневник. После смерти Рубинштейна и Чайковского Сергей Иванович оказался в центре внимания как талантливый композитор и преподаватель. При нём издавались его записи – то есть они являются прижизненными. Танеев написал 55 романсов и бесчисленное количество других музыкальных произведений. В своих сочинениях он тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера «Орестея».

Обложка издания оперной трилогии С.И. Танеева «Орестея». Лейпциг, 1900 г.

   В 1890-е Танеев увлёкся изучением полифонии старых мастеров, чтобы обогатить русскую музыку. В 1909 году издаёт «Подвижной контрапункт строгого письма», и не успел до смерти закончить Учение о каноне.

   На похороны А. Н. Скрябина, умершего 14 апреля 1915 г., Сергей Иванович Танеев пришёл простуженный и получил осложнение – простуда перешла в пневмонию. 19 июня 1915 года он ушёл из жизни от осложнений после простуды.

   Танеев был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год), одним из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе пречистенских курсов для рабочих. Известен он и как большой энтузиаст-фольклорист. Танеев сделал обработки 27 украинских песен, гармонизировал 8 малорусских песен из собрания Н. Янчука. В 1885 году он предпринял путешествие по Сванетии (горная Грузия), после которого написал музыкальное исследование «О музыке горских татар».

   Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Он был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. «Это лучший контрапунктист в России, да не знаю, найдётся ли такой на Западе», – говорил о нём Чайковский. Имя С. И. Танеева носят многие музыкальные школы России.

   Похоронили С. И. Танеева на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

Список литературы:

  1. Арзаманов, Фёдор Георгиевич. С. И. Танеев – преподаватель курса музыкальных форм [Текст] / Ф. Г. Арзаманов. – 2-е изд., перераб. – М.: Музыка, 1984. – 97 с.: муз. пр.; 21 см. (Вопросы истории, теории, методики).
  2. Бажанов, Николай Данилович. Танеев [Текст] / Н. Д. Бажанов. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 239 с.: фот.; 21 см. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Основана в 1933 г. М. Горьким; вып. 10 [498]). – «Список сочинений С. И. Танеева» и лит. о нём.
  3. Бернандт, Григорий Борисович. С. И. Танеев. [1856–1915] [Текст] / Г. Б. Бернандт. – М.: Музгиз, 1950. – 379 с.: табл.; 23 см. – Списки изданных и неизданных произведений С. И. Танеева.
  4. Евсеев, Сергей Васильевич. Народные и национальные корни музыкального языка С. И. Танеева [Текст] / С. В. Евсеев. – М.: Музгиз, 1963. – 126 с.: нот. ил.
  5. Корабельникова, Людмила Зиновьевна. Творчество С.И. Танеева [Текст]: Ист.-стилист. исслед. / Л. З. Корабельникова. – М.: Музыка, 1986. – 296 с.: муз. пр., портр.
  6. Савенко, Светлана Ильинична. Сергей Иванович Танаев [Текст] / С. И. Савенко. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1985. – 174 с.: фот.; 16 см.
  7. Хопрова, Татьяна Александровна. Сергей Иванович Танеев [Текст]: Популярная монография / Т. А. Хопрова. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1968. – 96 с.: ил.
  8. Хопрова, Татьяна Александровна. Сергей Иванович Танеев, 1856–1915. Краткий очерк жизни и творчества [Текст] / Т. А. Хопрова. – Л.: Музыка, 1968. – 96 с.: фот.; 21 см. (Книжка для юношества).
  9. Фихтенгольц, Михаил Израилевич. Концертная сюита для скрипки и оркестра С. И. Танеева [Текст] / М. И. Фихтенгольц. – М.: Музгиз, 1963. – 27 с.; 14 см. (Библиотека слушателя концертов).

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика