С 4 по 14марта отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная 540-летию со дня рождения итальянского художника, скульптора, архитектора Микеланджело Буонарроти.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах,
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, живописец и архитектор, один из величайших художников эпохи Возрождения. В каждом виде художественной деятельности он создает величайшие произведения, колоссальные как по размерам, так и по силе образов. В творчестве Микеланджело, получают воплощение, самые передовые замысли времени. Такого творческого размаха, как у Микеланджело, человечество не знало даже в период Возрождения, не знает и по сей день: он был скульптором, живописцем, архитектором, рисовальщиком, поэтом, военным инженером, общественным деятелем. Микеланджело происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 году в Кьюзи, близь Флоренции. Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Разносторонности художественного развития и широте образования способствовало пребывание его у Лоренцо Медичи, в знаменитых садах святого Марка, среди выдающихся ученых и художников того времени, Вырубленная Микеланджело во время его пребывания здесь маска фавна и рельеф, изображающий борьбу Геракла с кентаврами, обратили на него внимание. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито.
Портрет Микеланджело Буонарроти. Художник М. Венусти, ок. 1535
В 1496 г. Микеланджело изваял из мрамора спящего амура. Придав ему, по совету друзей, вид древности, он выдал его за античное произведение. Хитрость удалась, и открытый после обман имел следствием приглашение Микеланджело в Рим, где он исполнил по заказу мраморного Вакха и Мадонну с мертвым Христом (Pietа), сделавшую Микеланджело из уважаемого скульптора первым ваятелем Италии.
В 1499 г. Микеланджело снова появляется в родной Флоренции и создает для неё колоссальную статую Давида, а также картины в зале Совета.
Статуя Давида. Микеланджело Буонарроти, 1504
Затем Микеланджело был вызван в Рим папой Юлием II и по его заказу создал грандиозный проект памятника папе со множеством статуй и рельефов. По различным обстоятельствам из этого множества Микеланджело исполнил только одну знаменитую статую Моисея.
Микеланджело Буонарроти. Статуя Моисея
Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело в 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление. Здесь он изобразил сотворение мира и человека, грехопадение с его последствиями: изгнанием из рая и всемирным потопом, чудесное спасение избранного народа и приближение времени спасения в лице сивилл, пророков и предков Спасителя. Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразно множества фигур в труднейших и неожиданных позах.
Микеланджело Буонарроти. Потоп (фрагмент). Фреска Сикстинской капеллы
Силой фантазии, величием и мастерством рисунка также поражает исполненная Микеланджело Буонарроти между 1532 и 1545 г. на стене Сикстинской капеллы громадная картина «Страшного суда», которая, однако несколько уступает первой в благородстве стиля.
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Фреска Сикстинской капеллы
Около того же времени Микеланджело создал для памятника Медичи статую Джулиано – знаменитую «Pensiero» – «задумчивость».
Статуя Джулиано Медичи
Под конец жизни Микеланджело оставляет скульптуру и живопись и отдается главным образом архитектуре, приняв на себя «для славы Божией» безвозмездное заведование постройкой храма святого Петра в Риме. Грандиозный купол был окончен по проекту Микеланджело уже после его смерти (1564) прервавшей бурную жизнь художника, принимавшего также горячее участие и в борьбе родного города за свою свободу.
Купол храма Святого Петра в Риме. Архитектор - Микеланджело Буонарроти
Прах Микеланджело Буонарроти покоится под роскошным памятником в церкви Санта Кроче во Флоренции. Многочисленные его скульптурные произведения и картины рассеяны по церквам и галереям Европы.
Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Его стремление к необычайному, его глубокое знание анатомии, благодаря которому он достиг поразительной правильности рисунка, влекло его к колоссальным созданиям. В возвышенности, энергичности, смелости движения и величавости форм Микеланджело Буонарроти не имеет соперников. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Хотя Микеланджело при своём пристрастии к пластике придавал колориту второстепенное значение, тем не менее колорит у него силен и гармоничен, Фресковую живопись Микеланджело ставил выше масляной и последнюю называл женской работой. Архитектура была слабой его стороной, но и в ней, будучи самоучкой, он показал свою гениальность.
Лауренциана - итальянская государственная библиотека, построенная в 16 веке по проекту Микеланджело Буонарроти во Флоренции.
Лестница вестибюля Лауренцианы.
Эпоха теснила эпоху. На смену уравновешенности и гармоничности Высокого Возрождения шли динамизм и напряженность маньеризма и барокко. Микеланджело почувствовал это едва ли не раньше всех и выразил в восхитительной Лауренциане.
Скрытный и необщительный, Микеланджело мог обходиться без преданных друзей и до 80 лет не знал женской любви. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Только на закате жизни Микеланджело встретил знаменитую красавицу-поэтессу Витторию Колонну и горячо полюбил ее. Это чистое чувство вызвало появление стихотворений Микеланджело, которые были, потом изданы в 1623 г. во Флоренции. Жил Микеланджело с патриархальной простотой, много делал добра, был, вообще, ласков и мягок. Только наглость и невежество он карал неумолимо. С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе.
Жизнь Микеланджело Буонарроти описана его учениками Вазари и Кандови.
Список литературы:
Титан (Микеланджело) Драматическая композиция. [Текст]: (Для сред. школьного возраста) / сост. Г. Кушнерская. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 1977. - 272 с.: ил.
Книга эта посвящена одному из величайших художников всех времен, чье творчество, чья жизнь для миллионов людей Земли воплощают мысль о бессмертной силе искусства, об отваге исканий, о страстной вере в человека - творца и героя, чью силу духа ничто не властно сломить, о мужестве и благородстве мастера, утверждавшего каждым образом, каждым шагом его святая святых - человеческое достоинство. Книга эта посвящена Микеланджело Буонарроти, Микельаньоло, как называл он себя в стихах, в письмах к друзьям. Ему выпал гордый удел - его искусство было вызвано к жизни гигантским подъемом, взлетом творческой энергии человечества, который мы зовем эпохой Возрождения.
Кристофанелли, Р. Дневник Микеланджело неистового [Текст] / Р. Кристофанелли. - М.: Прогресс, 1980.-382 с.
Настоящая книга - не беллетризованная биография. Это оригинальное художественное повествование о Микеланджело, человеке и художнике. Оно развертывается в форме дневника, который ведет сам герой, то есть сам Микеланджело. Для более полного воссоздания образа великого мастера Возрождения в русский перевод книги в хронологическом соответствии тексту включены поэтические произведения Микеланджело, многие из которых публикуются впервые.
Стоун, И. Муки и радости. Кн. в 2-х томах. [Текст]. Кн.2 / И. Стоун. - Минск: Народная Асвета, 1990. - 415 с.
В романе Ирвинга Стоуна `Муки и радости` повествуется о жизни и творчестве Микеланджело Буонаротти, великого итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта эпохи Возрождения.
Шульц, К. Камень и боль: роман. В 2-х кн. Микеланджело. [Текст]. Кн.2 / К. Шульц; пер.с чеш. Д. Горбов. - М.: "Терра", 1997. - 384 с.
Карел Шульц (1899-1943) стоит в одном ряду с такими чешскими писателями, как Фучик, Ванчура, Чапек. Его роман "Камень и боль" посвящен эпохе итальянского Возрождения, периоду Высокого Возрождения, когда творили такие выдающиеся художники, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто и др. Книга Шульца рассказывает о жизни молодого Микеланджело Буонарроти, о его раннем творчестве. Глубоко и цельно автором воспроизведен характер молодого Микеланджело, характеры людей, окружавших его.
Нардини, Бруно. Встреча с Микеланджело [Текст] / Бруно Нардини. - М.: Детская литература, 1986. - 190 с.: цв.ил.
Очерк о жизни и творчестве великого художника эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Издание снабжено огромным количеством иллюстраций. Для среднего и старшего школьного возраста.
Губер, А. Микельанджело (1475-1564) [Текст] / А. Губер. - М.: Искусство, 1953. - 197 с.: ил.
Творчество Микельанджело Буонарроти, великого итальянского скульптора, живописца и архитектора, знаменует высочайший подъем и расцвет искусств в эпоху Возрождения. Уже современники называли его «божественным» и считали, что он затмил не только других мастеров XVI века и своих непосредственных предшественников, но даже древних греков и римлян. Для последующих поколений художественное наследство Микельанджело стало недосягаемым образцом, на произведениях его учились в течение столетий художники разных стран и народов. Издание посвящено жизни и творчеству выдающегося скульптора.
Дажина, В. Микеланджело: Рисунок в его творчестве [Текст] / В. Дажина. - М.: Искусство, 1987. - 215 с.: ил.
Цель настоящего издания - проследить развитие графического мастерства титана Возрождения - Микеланджело. Охватывая разнообразный спектр проблем, связанных с искусством Микеланджело, книга знакомит с такой областью его творчества, как рисунок. Рисунки, обладая огромной эстетической ценностью, помогают понять особенности творческого метода великого мастера, специфику его работы в скульптуре, живописи и архитектуре, восстановить эволюцию замыслов.
Если вас заинтересовала выставка, ждем вас в отделе литературы по искусству.
Отдел литературы по искусству