В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 11 мая 2017 года прошло заседание философско-интеллектуального клуба «Эпохе».
Выступила студентка 4-го курса философского факультета Дагестанского государственного университета Карина Джантуханова с докладом «Субъект познания: от Локка до Маркса».
Первым задачу исследования происхождения, достоверности и объёма человеческого знания поставил перед собой английский философ, врач по образованию и политик по роду своей практической деятельности Джон Локк (1632–1704). В своём главном философском произведении «Опыт о человеческом разуме» (1690) Д. Локк задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла, это высказать отношение к имевшей широкое распространение теории «врождённых идей». Д. Локк категорически отвергает возможность существования такого рода идей.
Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект – носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект – то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та её часть, которая включена в деятельность субъекта.
В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношение «субъект – объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.
Субъект познания – носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после её открытия (1846): были установлены её расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удалённость от Земли и другие характеристики.
В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII–XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект – как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое начало, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект – Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.
Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир – мир физических состояний, вторым – психический мир, мир состояний сознания, третьим миром – мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием третьего мира, считает Поппер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир возникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира.
Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нём знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным.
Познание – взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и её результат содержат в себе и субъективное – то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что познающий субъект – это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определёнными социальными отношениями, уровнем культуры.
Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.
Все заинтересовавшиеся философско-интеллектуальным клубом «Эпохе» могут узнать на сайте Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова тему и время очередного заседания.
Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ