«Создатель скульптурной пушкинианы»

   В отделе литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова подготовлена выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения известного скульптора Михаила Аникушина.

   Творчество М. К. Аникушина, мастера станковой и монументальной скульптуры, явилось одной из вершин отечественного искусства. Отмеченный высокими званиями и наградами государства, он выделялся среди своих коллег. Его подлинная демократичность и острый интерес к тонкостям человеческого характера и психологии отразились на его творчестве.

   Михаил Константинович Аникушин родился 2 октября 1917 года в Москве в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 г., он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г. А. Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX в. В 1935 г. Аникушин едет в Ленинград и поступает на подготовительные курсы ИЖСА к В. С. Богатырёву. В 1937 г. он уже студент первого курса скульптурного факультета.

   Учёбу в институте прервала война. С первых её дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 г. становится в ряды Красной Армии.

   Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве.

   В 1947 г. Аникушин защищает дипломную работу «Воин-Победитель».

   Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни – памятником А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде. К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е гг.

   Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета и для станции Ленинградского метрополитена «Пушкинская». В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина, творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.

   Волновал мастера и другой русский классик – А.П. Чехов. Он долго работал над монументом (это одна из основных подмеченных его черт – никуда не торопиться, если можешь сделать лучше – сделай), в итоге памятник появился в Москве.

   Среди других его работ в городе на Неве – всем хорошо знакомые портрет артиста Н.К. Черкасова, некрополь Александро-Невской лавры, памятник Г.С. Улановой в Московском парке Победы.

   Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В.И. Ленина. Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).

   В творчестве Аникушина 1970–80-х гг. доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углублённого самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчёркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчётливо выразилась в монументальном барельефе «Победа».

   После смерти мастера его не забыли: на доме 16 на Песочной набережной установлена мемориальная доска; именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где была его мастерская.

   Памятник скульптору был установлен совсем недавно, весной 2014 года. Автор – молодой скульптор Николай Краюхин, для которого эта работа стала дипломным проектом. Очень удачный памятник: Аникушин как бы присел на тумбу, пристально глядя на будущую работу.

Список литературы:

1. Алянский, Юрий Лазаревич. В мастерской на Петроградской стороне [о скульпторе М. К. Аникушине]: биография отдельного лица / Ю. Л. Алянский. – М.: Сов. художник, 1985. – 144 с.: ил.; 17 см (Рассказы о художниках).

2. Выставка произведений [текст] / М.К. Аникушин. – М.: Искусство, 1970. – 25 с.: ил.

3. Замошкин, А.И. Михаил Константинович Аникушин [текст] / А. И. Замошкин. – Л.: Художник РСФСР, 1979. – 346 с.: ил.

4. Ермонская, В.В. Что такое скульптура? [текст]. Изд.2-е, исправ. и доп. / В. В. Ермонская. – М.: Изобраз. искусство, 1977. – 96 с.: ил.

5. Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера. Очерки. Материалы научной конференции, Москва, 2006 [текст]. – М.: Галарт, 2010. – 488 с.: ил.

6. Лисаевич, И. Скульптура Ленинграда [текст] / И. Лисаевич. – Л.: Искусство, 1965. – 215 с.: ил.

7. Прибульская, Галина Исааковна. Аникушин [текст]: биография отдельного лица / Г. И. Прибульская. – Л.; М.: Искусство, 1961. – 46 с.: ил.

8. Рубино, П. Скульптурный портрет в глине: увлекательное путешествие в мир творческих и технических возможностей портретной скульптуры [текст] / П. Рубино. – М.: АСТ. Астрель, 2006. – 158 с.: ил.

9. Скульптор М.К. Аникушин [текст]: альбом произведений / П. К. Балтун. – Л.: Художник РСФСР, 1960. – 15 с.: ил.

10. Скульптор М. Аникушин [текст] / автор-составитель И. Татарникова; ред. К. Кондакова. – Л.: Советский художник, 1969. – 14 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика