Смесь буффонады с артистизмом

   15 января 2017 года исполняется 395 лет со дня рождения великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера (1622-1673).

   В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка, посвященная выдающемуся комедиографу XVII века.

Что бы ни говорили, есть в человеке что-то необыкновенное – такое, чего никакие ученые не могут объяснить.

Жан-Батист Мольер

   Настоящая фамилия Жана-Батиста Мольера — Поклен. Он родился в Париже 16 января 1622 года. Отец его был придворный обойщик. Он не заботился о том, чтобы дать сыну образование. Трудно поверить, но к четырнадцати годам будущий драматург еле выучился читать и писать. Однако способности мальчика стали довольно заметны. Он не хотел перенимать ремесло отца. Пришлось Поклену-старшему отдать сына в Иезуитский колледж, где тот за пять лет становится одним из лучших учеников. Более того – одним из образованнейших людей своего времени.

   По окончании колледжа Жан-Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. Из нескольких друзей молодой человек организовал труппу в Париже и назвал ее «Блистательный театр». Собственных пьес тогда еще в проекте не значилось. Поклен взял себе псевдоним «Мольер» и решил попробовать себя в амплуа трагического актера.

   Новый театр успеха не имел, и его пришлось закрыть. Мольер отправляется странствовать по Франции с бродячей труппой. Странствия обогащают жизненным опытом. Мольер изучал жизнь различных сословий.

   В 1653 году он поставил одну из своих первых пьес «Сумасброд». Автор не мечтал еще о литературной славе. Просто репертуар труппы был беден.

   В Париж Мольер возвращается в 1658 году. Это уже опытный актер и зрелый литератор. Выступление труппы в Версале перед королевским двором имело успех. Театр оставляют в Париже. В 1660 году Мольер получает сцену в зале Пале-Рояль, построенном еще при кардинале Ришелье.

   Всего в столице Франции драматург прожил четырнадцать лет. За это время им было создано более тридцати пьес. Известный теоретик литературы Николя Буало в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру.

   Сатирическая направленность правдивых комедий Мольера создали ему множество врагов. Так, например, на комедию «Тартюф», обличающую лицемерных святош, обиделись и знать, и церковники. Комедию то запрещали, то все-таки разрешали к постановке.

   Всю жизнь Мольера преследовали интриганы. Даже похоронам его они пытались помешать. Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «нераскаявшегося грешника». Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.

   Комедии Мольера «Мизантроп», «Дон Жуан», «Проделки (плутни) Скапена», «Скупой», «Школа жен» и другие до сих пор не сходят со сцены мировых театров.

На выставке представлена следующая литература:

1. Бояджиев, Г. Н. Мольер / Г. Н. Бояджиев. – М.: Искусство, 1967. – 622 с.

2. Зарубежные писатели. Библиографический словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. Ч. II: М-Я / Под ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.

3. Мольер, Ж.-Б. Комедии / Ж.-Б. Мольер. – М.: Эксмо, 2007. – 672 с.

4. Мольер, Ж.-Б. Пьесы / Ж.-Б. Мольер. – М.: АСТ: Олимп, 2002. – 762 с.

5. Рабле. Мольер. Вольтер. Гюго. Жорж Санд. Золя: Биографические повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1998. – 516 с.

6. Яхонтова, М. А. Очерки по истории французской литературы / М. А. Яхонтова, М.Н. Черневич, А.Л. Штейн – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1958. – 440 с.

Приглашаем всех желающих на нашу выставку!

Универсальный читальный зал

Яндекс.Метрика