Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного цента Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова подготовлена и представлена вниманию читателей книжно-иллюстративная выставка, посвящённая знаменитому русскому художнику Михаилу Васильевичу Нестерову.
Михаил Васильевич Нестеров – русский и советский художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и Мира искусства, академик живописи (1898), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), лауреат Сталинской премии I степени (1941).
Родился Михаил Нестеров 31 мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884).
Последние годы пребывания в училище Нестеров начал проявлять серьёзный интерес к историческим темам. В 1885 году он получает звание свободного художника за написание картины «Избрание Фёдора Михайловича Романова на царство».
Большое значение для дальнейшего развития Нестерова сыграла картина «До государя челобитчики» (1886), за которую он получил звание классного художника и Большую серебряную медаль.
В 1885 году он женился на М.И. Мартыновской. Год спустя при родах жена умирает. На руках Нестерова остаётся маленькая дочка. Потрясённый художник задумывает картины, посвящённые памяти жены. Сам Михаил Васильевич многое в своём творчестве склонен объяснять этим трагическим событием. Под старость он писал: «Всё пережитое мною тогда было моим духовным перерождением, оно в своё время вызвало появление таких картин, как «Пустынник», «Отрок Варфоломей» и целый ряд последующих, создавших из меня художника, каким остался я на всю последующую жизнь».
Огромную роль в творчестве Нестерова играет пейзаж. Поэт русской природы Нестеров, умея глубоко проникнуть во внутренний мир человека, всегда связывает переживания своих героев с состоянием и характером пейзажа.
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) – первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому.
В конце 1890-х – начале 1900-х гг. художник создаёт серию картин, посвящённых трагической судьбе русской женщины, покорной и страдающей: «На горах», «Великий постриг», «На Волге».
В послереволюционные годы М.В. Нестеров работает преимущественно как портретист и создаёт целую галерею художественных образов, которую можно приравнять по силе и выполнению к художественному наследию крупнейших русских портретистов.
К числу наиболее значительных произведений Нестерова этого периода относятся портреты академика Павлова, хирурга Юдина, скульптора Шадра, скульптора Мухиной, артистки Держинской и др.
Умер М.И. Нестеров 18 октября 1942 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Список литературы:
1. Жабцев В.М. Пейзаж в русской живописи / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008. – 128 с.
2. Императорская Академия художеств / сост. А.Г. Верещагина. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 341 с.
3. Ионина Н.А. Сто великих картин. – М.: Вече, 2002. – 512 с.
4. История русского искусства / под ред. В.И. Плотникова. – М.: Изобраз. искусство, 1980. – 400 с.
5. Никифоров Б.М. Живопись. – М. – Л.: Искусство, 1948. – 173 с.
6. Астахов Ю.А. 50 великих русских художников. – М.: Белый город, 2008. – 303 с.
7. Русские художники от А до Я. – М.: Слово, 1996. – 216 с.
8. Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2014. – 480 с.
9. Энциклопедия русской живописи / под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 351 с.
Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы