«С мольбертом по земному шару»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «С мольбертом по земному шару», приуроченная к 175-летию со дня рождения русского художника Василия Васильевича Верещагина.

   Русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов В.В. Верещагин своим уникальным творчеством и героической жизнью выражал протест против войны и насилия: ведь за победу приходилось расплачиваться жизнями солдат.

   Василий Верещагин родился в Вологодской области в 1842 году. Он появился на свет в небольшом городе Череповце. Его отец был предводителем местного дворянства.

   В возрасте девяти лет он был определён в морской кадетский корпус. После учёбы последовал недолгий период службы и уход в отставку. В 1860 году началась его учёба в петербургской Академии художеств, откуда он в 1863 году уехал на Кавказ, а по истечению года – в Париж. Там Верещагин одновременно учился и работал под наставлением художника Жерома с 1864-го по март 1865 года. По окончании учёбы Верещагин снова вернулся на Кавказ, где писал с натуры, а осенью 1865-го отправляется в Петербург, откуда снова в Париж – продолжать свою учёбу в Парижской академии. В 1866 году, официально завершив своё обучение, Василий Васильевич возвращается домой.
   Уже в 1867 году художник был приглашён на службу самим командующим русскими войсками в Средней Азии, генерал-губернатором Туркестана К.П. Кауфманом. Верещагин принимал участие в обороне осаждённой цитадели Самарканда, где был ранен. За свои подвиги он получил Орден Святого Георгия 4-го класса.

   «Торжествуют»

   В 1869 году в Москве при содействии Кауфмана была организована «Туркестанская выставка», на которой Верещагин продемонстрировал свои работы, привезённые из поездки. Выставка имела грандиозный успех, которому позавидовал бы любой другой художник. Затем последовали выставки в Лондоне и Петербурге, и всюду Верещагину сопутствовал успех и громкая слава.

 «После атаки»

   В 1874 году он отправляется в Индию, где проведёт два года и посетит Тибет.

   Но в 1877 году снова пришла война, и снова Верещагин направляется в действующую армию, оставив мастерскую в Париже, ради того, чтобы принять участие в русско-турецкой войне. В июне 1877 года художник получил тяжёлое ранение.

   Василий Васильевич Верещагин отовсюду привозил зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Сюда вошли и трагический третий штурм Плевны, и страшные бои под Телишем, и победа под Шипкой.

«Победа под Шипкой»

   Этот цикл картин всегда будет напоминать об ошибках командования и о том, какой дорогой ценой досталось русским освобождение болгар от турецкого ига. Эту серию он впервые выставил совместно с индийской в Лондоне и Париже, а затем она демонстрировалась на протяжении десяти лет в городах Европы и Америки. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.

Агра. Моти Масджид – «Жемчужная мечеть»

   Верещагин глубоко заинтересовался Индией. Художник посещает её повторно в 1882–1883 г. Он живёт и в крупных городах – в Бомбее, Агре, Дели. Несколько месяцев займёт поездка в Восточные Гималаи, а потом длительное и сложное путешествие в Кашмир и Ладак. С риском для жизни зимой он поднимается в горы. В Индии написано много – около ста пятидесяти – пейзажей, жанровых сцен, портретов. Это и неудивительно, поскольку культура Индии разительным образом отличается от привычного западного мира. Эти храмы, их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах – всё иное. И художник Василий Верещагин хочет показать древнюю, насчитывающую шесть тысяч лет культуру всему миру.

   С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война оказывается для него роковой.

   В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце «Петропавловск». Корабль взрывается на мине, и большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибает.

 Список литературы:

1. Верещагин, Василий Васильевич. Повести. Очерки. Воспоминания [текст] / Василий Васильевич Верещагин. – М.: Советская Россия, 1990. – 349 с.: цв. ил., ил.

2. Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) [текст] / сост. М. В. Алпатов. – М.: Изобразительное искусство, 1955. – 45 с.: ил.; 35 см (Русские мастера живописи.

3. Верещагин В. В.  [альбом] / авт. А. К. Лебедев. – М.: Изобраз. искусство, 1974. – 72 с.: ил. (Русские художники).

4. Завадская, Е. В. Василий Васильевич Верещагин [текст] / Е. В. Завадская. – М.: Искусство, 1986. – 112 с.: ил.

5. Индия в произведениях художников [текст]: В. Верещагин, А. Салтыков, Н. Каразин, Н. Самокиш, В. Ватагин, А. Герасимов, В. Ефанов, В. Климашин, К. Финогенов, С. Чуйков, Д. Налбадян, В. Иванов: [альбом]. – М.: Изогиз, 1955. – 61 с.: цв. ил., портр.

6. Лебедев, Андрей Константинович. Василий Васильевич Верещагин: жизнь и творчество [текст] / А. К. Лебедев. – М.: Искусство, 1958. – 426 с.: ил.

7. Лебедев, А. В.В. Верещагин и В.В. Стасов [текст] / А. Лебедев, Г. Бурова. – М.: Искусство, 1953. – 235 с.; 22 см. – 10000 экз.

8. Переписка В.В. Верещагина и В.В. Стасова [текст]. Вып. 1 (1874–1878) / ред. А. К. Лебедев. – М.: Искусство, 1950. – 421 с.

9. Садовень, В. Верещагин В. В. Очерки по истории русской живописи XIX века [текст] / В. Садовень. – М.: [б. и.], 1950. – 136 с.: ил.

10. Тихомирова, А. Н. В.В. Верещагин (1842–1904) [текст]: (Жизнь и творчество) / А. Н. Тихомирова. – М.: Л.: Искусство, 1942. – 100 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика