«Родоначальник современного оркестра»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Родоначальник современного оркестра», посвящённая 285-летию со дня рождения австрийского композитора Франца Иосифа Гайдна.

   Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета. Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано. Среди сочинений три оратории «Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте», 14 месс и другие духовные произведения.

   Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.

   Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но, даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.

   Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве платы за трудГайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.

   В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики.

   Гайдн по праву считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий, хотя он пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. Максимально проявилось его величие как композитора в его последних произведениях «Сотворение мира» и «Времена года», которые справедливо считаются эталонами музыкального классицизма.

   Жизнь прошла слишком напряжённо, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.

   Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря состоялась панихида, на которой был исполнен «Реквием» Моцарта.

   Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт.

Список литературы:

1. Дилакторская, Наталья Леонидовна. Повесть о Гайдне [Текст] / Н.Л. Дилакторская; худож. Н. Петрова. – Л.: Детская литература, 1974. – 156 с.: ил.

2. Зильберквит, М. А. Великий музыкант из Рорау [Текст]: повесть о Йозефе Гайдне / М. А. Зильберквит. – М.: Музыка, 1977. – 72 с.: ил.; 21 см. (Рассказы о музыке для школьников).

3. Кремлев, Юлий Анатольевич. Йозеф Гайдн [Текст]: очерк жизни и творчества / Ю. Кремлев. – М.: Музыка, 1972. – 318 с.: муз.пр., фот.

4. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст]: [Учеб.пособие для муз. уч-щ]. – М.: Музыка, 1979.

5. Музыкальная литература зарубежных стран [Текст]: [Учеб.пособие для муз. уч-щ].Вып. 2 [К. В. Глюк, И. Гайдн, В. А. Моцарт] / Б. В. Левик. – 5-е изд. –М.: Музыка, 1979. – 302 с.: портр.

6. Музыкальное исполнительство [Текст]: сборник статей. – М.: Музыка, 1970–1983.

7. Музыкальное исполнительство [Текст]: сборник статей. Вып.11: Й. Гайдн, С. Бах / ред., сост. В. Ю. Григорьев, В. А. Натансон. – М.: Музыка, 1983. – 303 с.: муз.пр.

8. Новак, Леопольд. Йозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение [Текст]: пер. с нем. / Л. Новак. – М.: Музыка, 1973. – 447 с.: ил.

9. Самин, Д. К. Сто великих композиторов [Текст] / Д.К. Самин. – М.: Вече, 2001. – 624 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика