«Рисовал, как чувствовал»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова для посетителей библиотеки организована выставка «Рисовал, как чувствовал», посвящённая 155-летию со дня рождения грузинского художника Нико Пиросмани.

   Нико Пиросмани (Николай Пиросманишвили (Пиросманашвили)) – известнейший грузинский художник-самоучка конца XIX – начала ХХ века, работавший в стиле примитивизма. Человек, которого при жизни почти не замечали и на которого обратили внимание лишь за три года до смерти. Который создал почти 2000 картин, росписей и вывесок, работая практически за бесплатно, и умер в неизвестности, и которого полвека спустя выставляли от Парижа до Нью-Йорка. Его жизнь – печальная и отчасти трагичная история, которую в России знают в основном по песне «Миллион алых роз», хотя не все в курсе, что «грузинский художник» из песни – именно Н. Пиросмани.

   Нико Пиросманашвили был художником-самоучкой. В картинах Пиросмани – душа грузинского народа, его жизнь, горестная и радостная, его представления о красоте мира и мечты о лучшем будущем. Не имея хороших материалов и холста, двумя-тремя дешёвыми красками на куске чёрной клеёнки или белой жести художник добивался поразительной убедительности всего изображённого. В работах его есть огромная сила непосредственного и в то же «время очень мудрого восприятия жизни».

«Пикник»

   Нико Пиросмани родился в Кахетии, в селе Мирзаани. Ему едва сравнялось восемь лет, когда умерли родители. Вскоре маленький Нико с сестрой уехали в Тбилиси. Там его поджидало новое горе – через несколько лет умерла и сестра. В молодости Пиросманашвили работал тормозным кондуктором товарных поездов, потом стал торговать молочными товарами. Иногда Нико навещал свою деревню. Как-то незаметно для себя он увлекается искусством: начинает писать портреты сослуживцев, а затем на стенах своей лавки пишет коров и собаку. Выше всего Н. Пиросмани ставил искусство. Он испытывал невиданные трудности, жил впроголодь – лишь бы можно было работать. За бесценок, а то просто за ужин и стакан вина он расписывал духаны, делал вывески. Так появляются его «Пиры», великолепные натюрморты на вывесках. В Пиросмани чувствуется прирождённый монументалист. Его картины часто напоминают древнегрузинские фрески. В них та же мощь, умение передать простыми средствами величие человека. Пиросмани был художником тифлисской бедноты. В его искусстве очень сильно социальное начало. Для мышления Пиросмани очень характерны поэтические сопоставления, неожиданные метафоры. Он всегда ищет наикратчайший путь выражения чувств...У Пиросманашвили есть целая серия, условно говоря, «типических портретов», среди них и «Дворник» (1904). С какой цепкостью, точностью передан жестокий и угрюмый характер этого стража тифлисских улиц! И совсем иного плана –портрет актрисы Маргариты, где выражено восхищение художника своей моделью.

«Маргарита»                                           «Дворник»

   Пиросмани – одарённый анималист. Он писал верблюдов, медведей, ланей и невиданных диковинных львов. Это фантастические звери, выдуманные Пиросмани, и, что важно, он рисует их по-человечески одухотворёнными.

«Лев и солнце»

   Пиросмани любили бедняки. Его произведения создава­лись для них и радовали их. И они были благодарны своему художнику. «Культурный» же Тифлис тех лет по-разному отнёсся к его работам, «открытым» в 1912 году молодыми художниками – братьями Зданевичами. Большинство считало картины Пиросмани слишком грубыми, недостойными «тонкого» вкуса знатоков. Но молодые художники Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и другие по достоинству оценили его талант. Умер Нико Пиросмани в 1918 году в бедности, в закутке под лестницей.

Литература, представленная на выставке:

1. Кузнецов, Э. Пиросмани [Текст] / Э. Кузнецов. –М.: Искусство, 1975. – 168 с.: ил. (Жизнь в искусстве).

2. Пиросмани [Текст]: избранные произведения / сост. Э.Д. Кузнецов; пер. на англ. Е. Я. Бессмертной. – М.: Советский художник, 1986.– 25 с.: 64 л. цв. ил.

3. Нико Пиросманашвили [Текст]: альбом / автор-сост. Ш. Амиранашвили; ред. В. Лось. – М.: Советский художник, 1967. – Цв. ил.

4. NikoPirosmani 1862–1918 [Текст]: альбом / автор-сост. Э. Д. Кузнецов; сост. К. Д. Багратишвили; пер. с русского: Ф. Табо, Д. Даббади. – Л.: Аврора, 1982. – 328 с.

5. Зданевич, Кирилл Михайлович. Нико Пиросманашвили [Текст]: монография / К. М. Зданевич.– М.: Искусство, 1964. – 128 с.: ил.

6. Канделаки, Римма Евгеньевна. Бродил художник по городу [Текст]: повести / Р. Е. Канделаки; ответ.ред. Э. М. Лемперт.– М.: Детская литература, 1979. – 256 с.: ил.

7. Зданевич, Кирилл Михайлович. Нико Пиросмани [Текст]: монография / К. М. Зданевич.– Тбилиси: Литература и искусство, 1963. – 140 с.: ил.

8. Нико Пиросманишвили, 1862–1918 [Текст]: каталог выставки / Госуд. музей искусства народов Востока; сост. С. М. Хромченко; авт. вступ. ст. Т.Е. Саникидзе. – М.: Советский художник, 1986. –цв. ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика