«Пушкин в искусстве»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова организована выставка «Пушкин в искусстве», приуроченная к Пушкинскому дню.

Василий Тропинин. «Портрет Пушкина Александра Сергеевича»

   Имя Александра Сергеевича Пушкина известно в нашей стране практически каждому человеку уже с раннего детства. Многие из нас выросли на его сказках, стихах, поэмах. Пушкин оставил нам в наследие множество замечательных произведений. Ещё при жизни Александр Сергеевич был признан гениальным поэтом и послужил предметом для творчества многим художникам.

   Во многих музеях мира можно встретить портреты поэта, изображение его литературных героев. Во многих городах стоят памятники А.С. Пушкину. В его честь названы улицы, площади, города.

   Сегодня мы поговорим о Пушкине в изобразительном искусстве.

   Портреты классиков русской литературы – особая тема, как в литературоведении, так и в искусствоведении. Со временем интерес к ней становится всё более заметным. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.

Орест Кипренский. «Портрет А.С. Пушкина»

   В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строгого единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему. На портретах разных периодов жизни поэта образ этого замечательного классика русской литературы отражён разным, иногда непохожим на себя, но ведь и в жизни, судя по воспоминаниям современников, он был очень разным.

Ксавье де Местр. «Пушкин-ребёнок» (1800–1802)

   Миниатюра написана маслом на металлической пластине. Предполагается, что это первое изображение Пушкина.

                    «Портрет Пушкина», 1810      «А.С. Пушкин» (гравюра на меди), 1822

Илья Репин. «Пушкин в Царском Селе»

   Над образом А.С. Пушкина работали также художники, занимавшиеся главным образом иллюстрированием его произведений, такие как В. Фаворский, Н. Кузьмин, А. Кравченко, И. Рерберг, И. Ильин и ряд других.

Иван Айвазовский, Иван Репин. «Прощание Пушкина с морем» («Прощай, свободная стихия...»)

   Есть художник, сопровождавший Пушкина в его скитаниях, разделявший с ним его «блуждающую судьбу», – всюду, где ни оказывался поэт, художник внимательно всматривался в меняющиеся черты пушкинского облика и спешил закрепить их на бумаге. Этот художник – сам Пушкин. Пушкин великолепно знал своё лицо, в автопортретах схвачены и переданы самые разные оттенки его душевного состояния. Не всегда он изображал себя таким, каким видел, когда брался за перо или карандаш. Есть портреты-воспоминания: на них он представляет себя в юности. Есть портреты, где он старается как бы заглянуть вперёд и представить облик своей старости. Есть шутливые, нарочно смешные изображения.

   Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:

   Зачем твой дивный карандаш

   Рисует мой арапский профиль?..

   Искусство, которое не предназначалось для посторонних глаз – это графика черновиков Пушкина, рисунки, возникающие во время творческих пауз. Техника пушкинской графики не знает изменений до самой смерти поэта.

   Изобразительное искусство первой трети XIX века не может оставить равнодушным ни одного человека, который имеет самое непосредственное отношение к миру искусства. А.С. Пушкин нередко пересекался и в жизни, и в творчестве с миром художников, скульпторов. Он восхищался скульптурой своих современников Пименова и Логановского. Собирался завести дружбу с К.П. Брюлловым, привечал юного Айвазовского, посещал выставки и мастерские художников. Но Пушкин не ограничивался только общением с художниками.

   Художники тоже не обходили вниманием великого поэта своей эпохи. Его рисовали, пожалуй, самые лучшие художники его времени (Кипренский, Тропинин, Уткин, Вивьен). Практически к каждому портрету у Пушкина было своё отношение. К некоторым он его выразил в стихах (например, к Кипренскому), к другим – в письмах (гравюра Гейтмона).

   Говоря об отношении Пушкина к изобразительному искусству, нельзя не согласиться с мнением А.М. Эфроса, что в этом плане к искусству Пушкин выполнял лишь обязанности светского человека. Наиболее точно отношение Пушкина к изобразительному искусству высказал К.А. Полевой: «Он страстно любил искусства и имел в них оригинальный взгляд».

   Музыкальный строй пушкинского стиха постоянно привлекал внимание русских композиторов. М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, Ц. Кюи, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Ю. Шапорин, В. Шебалин и другие создали глубоко волнующие, незабываемые музыкальные произведения – оперы, балеты, романсы, песни на сюжеты и стихи Пушкина.

Литература, представленная на выставке:

1. Московская изобразительная Пушкиниана [текст] / Л.И. Вуич, Е.В. Муза, Е.В. Павлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изобразительное искусство, 1991. – 368 с.: цв. ил.

2. Павлова, Е.В. А.С. Пушкин в портретах [текст] / Е. В. Павлова. – М.: Советский художник, 1983. – 152 с.: ил.

3. Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников (1816–1837) [ноты] / сост., авт. примеч. В. Киселёв; сост., авт. примеч. С. Попов. – М.: Музыка, 1974. – 275 с.: муз. пр.

4. Приют, сияньем муз одетый [текст] / ред. П. Волков. – М.: Планета, 1988. – 368 с.: ил.

5. Пушкин в изобразительном искусстве [текст] / ред. Т. Теплова. – М.: ИзоГИЗ, 1961. – 105 с.: ил.

6. Пушкин А.С. и его произведения в русской народной картинке [текст] / ред. А. Г. Лундин. – М.: Государственный литературный музей, 1949. – 130 с.: ил.

7. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века [текст]: Автопортреты. Портреты. Пейзажи. Шаржи. Плакаты. Зарисовки. Книжная графика / сост. Р. Дуганов. – М.: Советская Россия, 1988. – 255 с.: цв. ил.

8. Слонимский, Ю. Балетные строки Пушкина [текст] / Ю. Слонимский; ред. Л.А. Филатова. – Л.: Искусство, 1974. – 184 с.: ил.

9. Строкою Пушкина воспета [фотоальбом] / сост. Л. Собровина; авт. фотоальбома В. А. Собровин. – М.: Планета, 1979. – 140 с.: фот.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика