«Прирожденный оркестровщик»

      С 7 по 17марта отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Прирожденный оркестровщик», посвященная 140-летию со дня рождения французского композитора Мориса Равеля.

Для нас, басков, песня и танец — это то же, что хлеб и сон.
Морис Равель

      Морис Равель(1875–1937) — французский композитор. В 1889–1905 занимался в Парижской консерватории, у В. Де Берио (фортепиано), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной) и живописи (увлекался импрессионистами). Он проявлял большой интерес к фольклору (французскому, испанскому и др.). Существенное место в творчестве занимает испанская тематика (мать Равеля — испано-баскского происхождения; его педагог Берио был почитателем испанского искусства). Многое воспринял Равель от музыки Э. Шабрие, Э. Сати, особенно К. Дебюсси, а также русских композиторов А. П. Бородина М.А. Римского-Корсакова  и особенно М. П. Мусоргского. Работал совместно с И.Ф. Стравинским над партитурой «Хованщины» для постановки оперы в Париже, оркестровал «Картинки с выставки», в опере «Испанский час». Равель, по его собственным словам, наследовал принципам «Женитьбы» Мусоргского.  Он давал концерты как пианист и дирижёр, исполнял преимущественно свои сочинения (в 20-х гг. совершил концертное турне по странам Европы и Северной Америки), выступал с музыкально-критическими статьями.

      Во время 1-й мировой войны 1914–1918г вступил добровольцем в действующую армию. Война вызвала к жизни глубоко драматические произведения Равеля, в т. ч. фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе австрийского пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена» (1917). В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни (опухоль мозга) прекратил творческую деятельность. 

      Ярчайший представитель мировой музыкальной культуры 1-й половины XXв., Равель продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической звукописи, колористической гармонии и оркестровки, экзотической ритмики. Вместе с тем в ряде произведений проявились неоклассицистские тенденции.

      В творчестве Равеля представлены разнообразные жанры: «Испанская рапсодия» (1907), «Вальс» (1920).  А  также «Болеро» (1928) для оркестра — одна из вершин французского симфонизма.  20 в., опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя и волшебство» (1925) и др. 

«Дитя и волшебство». Опера-балет Мориса Равеля.

      Равелю подвластна стихия танцевальных ритмов разных времён, что нашло отражение в «танцевальных» сочинениях — балет (хореографическая симфония) «Дафнис и Хлоя» (на либретто М. М. Фокина, 1912).

 

 «Болеро», «Благородные и сентиментальные вальсы» (для фортепиано, 1911) и др. 

М. Равель. Балет "Болеро"

      А также в таких произведениях, как Соната для скрипки и фортепиано (2-я часть — блюз), опера «Дитя и волшебство» (фокстрот Чайника и Чашечки) и др.  Творческие открытия Равеля в области гармонии, ритма, лада, оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыкальном искусстве 20 в.  В 1975 в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум» М. Равеля».

Список литературы:

Мартынов, И. Морис Равель [Текст] / И. Мартынов. - М.: Музыка, 1979. - 335 с.: муз. пр., фот

Книга рассказывает о жизни и творчестве выдающегося французского композитора первой половины XX века. Монография содержит ценные биографические и аналитические материалы. Издание рассчитано на музыкантов-профессионалов и любителей музыки.

 

 

 

Равель в зеркале своих писем [Текст] / сост.: М. Жерар, Р. Шалю. - Л.: Музгиз, 1962. - 242 с.

Книга, построенная на основе эпистолярного наследия выдающегося французского композитора Мориса Равеля (1875–1937), отражает своеобразие его личности и творческих взглядов, черты музыкальной жизни Франции.

 

 

 

Cмирнов , В. Морис Равель и его творчество [Монография] / В. Смирнов . - Л. : Музыка, 1981. - 222 с.: муз.

Книга посвящена жизни и творчеству выдающегося французского композитора Мориса Равеля (1875-1937). Она охватывает около 40 лет - от середины 90-х годов XIX-ого до 30-х годов прошлого века.

 

 

 

 

Крейн, Юлиан. Симфонические произведения Мориса Равеля [Текст] / Юлиан Крейн. - М. : Музгиз, 1962. - 223 с. : муз. пр. - (Библиотека слушателя концертов).

Настоящая работа посвящена критическому исследованию и освещению симфонического творчества Равеля. Знакомство с этой работой поможет читателю лучше разобраться в вопросах, связанных с периодом становления творчества Равеля. К работе прилагаются краткая библиография, нотография и перечень грамзаписей.

 

 

 

Рыцарева, М. Г. Музыка и я [Текст]: популярная энциклопедия для детей / М. Г. Рыцарева. - М.: Музыка, 1998. - 367 с.: ил.

Эта книга для школьников. И не только для тех, кто занимается в музыкальной школе, хоровой студии, но для всех, кто любит музыку и стремится узнать о ней как можно больше. Автор знакомит юных читателей с музыкальными терминами, жанрами, инструментами, сведениями их истории, теории, эстетики музыки, именами крупнейших музыкантов. Многие статьи написаны в стиле коротких новелл, эссе, диалогов.

 

 

 

Творческие портреты композиторов [Текст]: популярный справочник. - М.: Музыка, 1989. - 444 с.

Это первое издание подобного рода. Оно содержит интересно и увлекательно написанные новеллы о жизни и творчестве русских, зарубежных и советских композиторов.

 

 

 

 

166 биографий знаменитых композиторов [Текст]: зарубежные композиторы. Русские композиторы. / авт., сост. Л. В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000. - 208 с.: фот

Предлагаемый справочник достаточно полно отражает широкий музыкальный интерес читателя к истории мировой музыки и ее выдающимся личностям.
Издание может принести пользу в музыкальной учебной практике.

 

 

 

 

Самин, Д. К. Сто великих композиторов [Текст] / Д. К. Самин. - М.: Вече, 2001. - 624с.

На всем протяжении истории человечества музыка составляла существенную часть жизни людей. Начиная с древних времен, она является таким видом искусства, которое оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. "Музыка - самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех видов искусств", - так писал Г. Берлиоза. О самых великих композиторах в истории человечества - новая книга из этой серии.

 

 

 

Гуревич, Е. Л.         История зарубежной музыки [Текст]: Популярные лекции: Для студентов высш.и сред.пед. учеб. заведений / Е. Л. Гуревич; ред. Э. В. Мазнина. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 320 с.: ил.

Эта книга - краткая, популярно изложенная история зарубежной музыки, начиная с XVII в. до наших дней. Читатель узнает о творчестве крупнейших композиторов, таких как Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Вагнер, Бриттен, Вила-Лобос и др., а также получит сведения о тенденциях развития музыкальной культуры, о важнейших художественных стилях, о музыкальных жанрах. Адресованная студентам книга, безусловно, заслуживает внимания учителей музыки и мировой художественной культуры, а также всех, интересующихся музыкой.

 

Если вас заинтересовала наша выставка, ждем вас в отделе литературы по искусству.

 

 

 

Отдел литературы по искусству.

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика