В рамках цикла «Оформление старинных книг» в читальном зале отдела редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова экспонируется книговедческая выставка «Примечательные иностранные издания. Старинная коллекция».
На выставке представлены издания XIX века на иностранных языках.
Оформлению книги придавалось большое значение во все времена. Уже в начале своего существования ещё до возникновения книгопечатания книги-рукописи могли иметь дорогое полиграфическое оформление: кожаный переплёт, золотой обрез, красивый шёлковый форзац, кожаный корешок с конгревным, блинтовым или золотым тиснением и т.д.
Что мы первым делом видим, когда подходим к полкам книг? Конечно же, книжные переплёты. Совсем новые, только вчера вышедшие из типографии, и старые, потрёпанные... И у каждой книги есть своя история, собственная и неповторимая…
С какого времени можно вести историю переплёта? Непростой вопрос. Дело в том, что одной из древнейших форм книги (наряду с глиняными и деревянными табличками) являлся свиток. Это совокупность листов, скреплённых между собой краями и свёрнутых в рулон. Тексты в свитках наносились на одну сторону листов. Появились свитки ещё в Древнем Египте в III тыс. до н. э. Материалами для их изготовления служили папирус, шёлк, кожа, пергамент, позднее бумага.
Затем появляется кодекс. Так называют не только свод законов, но и наиболее распространённую форму книги. Это блок сфальцованных листов бумаги, пергамена или другого писчего материала, скреплённых в корешке и помещённых в обложку или переплёт. По-видимому, форма кодекса ведёт начало от полиптиха – комплекта скреплённых между собой деревянных табличек, покрытых слоем воска. Широкое распространение кодекс получил с IV века. Среди древнейших кодексов – старейшие списки Библии – Синайский, Александрийский, Ватиканский. Страницы ряда средневековых кодексов окрашивались пурпуром, а письмо выполнялось золотой или серебряной краской. Многие века свиток и кодекс мирно сосуществовали, и последний стал преобладать, пожалуй, лишь в позднее Средневековье (а в России – в начале Нового времени).
Вплоть до конца XVII века переплётные крышки изготовлялись из дерева. Снаружи доски обтягивали кожей, которую потом загибали внутрь и закрепляли. Держалась такая книжка на стёжках или завязочках. Впрочем, были и чисто кожаные переплёты.
Владельцы ценили в переплёте как защитные функции, так и эстетические. К тому же роскошный переплёт, украшенный бархатом, атласом и даже драгоценными камнями, был, говоря современным языком, ещё и выгодным вложением капитала.
Фонд редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова также может похвастать изданиями начала XVIII века, которые имеют богатое полиграфическое оформление, снабжены иллюстрациями – ручной росписью и гравюрами.
Экспонируемые на выставке книги расскажут сами за себя.
Вот некоторые примеры элементов оформления книг:
Переплёт – совокупность переплётной крышки и всех элементов скрепления книжного блока и крышки с блоком.
Конгревное тиснение (от имени английского изобретателя Уильяма Конгрева, предложившего данный метод тиснения) – рельефное тиснение, получение выпуклого изображения на переплётной крышке или на тонком картоне и толстой бумаге при сжатии материала между углублённым нагретым металлическим штампом и выпуклой матрицей.
Тиснение золотом – получение на переплётных крышках или корешке оттиска (рисунка или текста) с использованием полиграфической фольги в результате силового воздействия нагретого металлического штампа.
Переплёты: шёлковые (муаровые), кожаные, коленкоровые с золотым, конгревным и блинтовым тиснением.
Форзац (от нем. Vorsatz) – обычно сложенный пополам лист бумаги, помещаемый между переплётной крышкой и книжным блоком. По характеру оформления бывают простые, тематические и декоративно-орнаментальные форзацы.
Форзацы (или нахзацы): тематические (карты), информационные, шёлковый (белый) и декоративно-орнаментальные
Обрез – кромка книжного блока. Обрезы бывают: золотые (покрыты золотом), орнаментальные и торшонированные (поверхность обреза фигурная или шероховатая).
Обрезы: золотой, орнаментальные, тонированные
Корешок – торцевая поверхность книжного блока, в которой скреплены составляющие его тетради или листы.
Корешки старинных иностранных книг XIX в.: кожаные, шёлковые, коленкоровые с бинтовым и золотым тиснением
Экслибрис – (от лат. ex liblis – из книг) – книжный знак, бумажный ярлык, наклеивается владельцами библиотек на книгу, чаще на внутреннюю сторону переплёта. Обычно на экслибрисе обозначены фамилия владельца и рисунок, говорящий о его профессии, интересах или составе библиотеки.
Экслибрисы частных и публичных российских библиотек в иностранных изданиях XIX в.
Суперэкслибрис (от лат. super – «сверху» – и экслибрис) – особый владельческий знак, оттиснутый обычно на крышке (крышках) или корешке кожаного переплёта книги. Представляет собой геральдическую, вензелевую или иную композицию.
Суперэкслибрисы на корешках и обложках старинных иностранных книг. На одной из них – 2 вензелевых суперэкслибриса: авторы – писатели отец и дочь Теккерей.
Ценность полиграфического исполнения старинной книги состоит не только во внешнем оформлении, но и в иллюстрациях, которые отличаются и художественным исполнением, и творческим замыслом сюжета.
Издания XIX в.: Гете. Фауст (на нем. яз.) и История французской революции 1789–1796 гг. – Париж, 1855 (на фр. яз.).
Всех библиофилов, знатоков искусства книги, а также всех, кого заинтересовали примечательные экземпляры старинных книг, приглашаем в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова!
Отдел редких книг