С 5 по 15 мая отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Представитель русского модерна», посвященная 145-летию русского художника А. Н. Бенуа.
Это известный живописец, график, искусствовед, яркий представитель художественного объединения "Мир искусства", автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, представитель русского модерна, организатор многочисленных выставок, музейный работник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги, активнейший деятель театра и кино, А.Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора, историка искусства и художественного критика связано с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.
Императрица Анна Иоанновна верхом преследует
оленя в сопровождении свиты. (Иллюстрация книжки.)
Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа.
В годы обучения Бенуа много времени проводил в Эрмитаже, посещал пригороды Петербурга, где размещались архитектурно-парковые ансамбли Петергоф, Павловск, Царское Село.
«Петергоф»
Совершал длительные заграничные поездки. В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.
Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем, всегда интересных мыслями об искусстве и всегда содержательных. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи.
Озеро Примель, Бретань, 1905г.
«Парк»
«Петергоф Главный фонтан», 1942г.
На своих полотнах художник выражал мысль о вечности природы и творений, созданных руками людей, и акцентировал внимание на быстротечности и мимолётности человеческой жизни. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника.
Мой окружающий мир.
Бенуа изображал придворный быт, в котором подчёркивал условность, противопоставлял его искусственную красоту прозе действительной жизни.
Прогулка короля, 1906г.
Парад при Павле 1, 1907
В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Это сыграло особенно важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Александр Николаевич был одновременно и художником и теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще.
В творчестве А.Н. Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме Александра Пушкина «Медный всадник»; над ними художник работал более двадцати лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать Александру Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.
Иллюстрации к поэме «Медный всадник»
Эскиз декорации к спектаклю «Праматерь», 1908г.
Декорации 2-го действия к комической
опере Шарля Гуно «Лекарь поневоле»
Азбука в картинках А.Н. Бенуа
После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
Жизнь художника прервалась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины,- всегда была для А. Бенуа самым драгоценным в его жизни.
Список литературы:
Эткинд, М. Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала XX века [Текст] / М. Г. Эткинд. - Л.: "Художник РСФСР", 1989. - 478 с.: ил.
Монографическая деятельность А.Н. Бенуа (1870-1960) - живописца и графика, книжного иллюстратора и театрального декоратора, историка искусства и художественного критика - освещается в монографии на широком историко-культурном фоне. Особый интерес представляют главы, посвященные деятельности Бенуа в период становления советской художественной культуры. В книге около ста иллюстраций, среди которых портреты художников и деятелей культуры.
Бенуа, А. История русской живописи в XIX веке [Текст] / А. Бенуа. - М.: "Республика", 1999. - 448 с.: ил.
Книга известного исследователя искусства, художника Александра Николаевича Бенуа, раскрывающая широкую панораму развития русской живописи в XIX столетии, стала не только классикой отечественного искусствоведения, но и замечательным памятником серебряного века в русской художественной культуре. Яркие характеристики неповторимой творческой индивидуальности мастеров искусства, умение остро чувствовать и передавать другим "тайну красоты" придают особый интерес живой, талантливой работе А.Н. Бенуа, впервые переиздается со дня выхода в свет в 1902 году. Книга богато иллюстрирована.
Бенуа, А. Н. История живописи всех времён и народов [Текст] / А.Н. Бенуа. - СПб.: Издат. Дом "Нева". Т.1. - 2003. - 544 с.
Личность Александра Николаевича Бенуа поражает своим масштабом. Впервые в истории русской эстетической мысли им была обоснована национальная самобытность, и международные связи русского искусства нового времени. Ярчайший художник и театральный деятель - А.Н. Бенуа был художественным руководителем блистательных «Русских сезонов» в Париже, одним из основателей и идеологов консолидации талантливейших русских художников в знаменитое объединение «Мир искусства» - безусловно, оказал значительное влияние на развитие европейского искусства XX века, во многом определив его дальнейшее развитие.
Бенуа, А. Мои воспоминания. В 5 кн. [Текст] / Александр Бенуа. - М.: Наука , 1990. - 712 с.
"Воспоминания" А.Н. Бенуа учат нас любви к своей стране, к своему городу, к своей семье и ее традициям. А.Н. Бенуа гордится своей принадлежностью к Петербургу и его культуре. Общеевропейские связи семьи Бенуа приобрели сейчас особую привлекательность, как стали привлекательны все черты европейской образованности русской интеллигенции XIX и XX вв. "Воспоминания" А.Н. Бенуа - добрая книга. И это составляет нравственную атмосферу, в которой так нуждается современная среда "творческой интеллигенции", часто раздираемой враждой и взаимной неприязнью.
Бенуа, А. Н. Азбука в картинках Александра Бенуа [Текст] / А. Н. Бенуа. - Л.: "Художник РСФСР", 1990. - 38 с.: ил.
Эта нарядная Азбука в картинках - не простая детская книжка. Это книга с историей, заслуженная и знаменитая, со своими секретами, особенными художественными достоинствами. Изданная впервые в Петербурге в 1904 году, "Азбука" Александра Бенуа стала предвестницей удивительного расцвета русской иллюстрированной детской книги в наступавшем столетии. В самом деле, в XIX веке подобных книжек для детей у нас не было. Среди множества издававшихся до неё азбук с картинками (а это была традиционная форма первоначального учебника грамоты), в том числе уже и цветных, "Азбуку в картинах" Александра Бенуа выделяла новая и гораздо более серьёзная постановка творческой задачи. Главное в этой детской книге - мир образов в тридцати с лишним "картинах", иллюстрирующих один за другим каждый азбучный знак.
Добужинский, М. В. Азбука "Мира искусства" [Текст] / М. В. Добужинский. - М.: Наше Наследие, 1998. - 96 с.: ил.
1911 году известный русский художник Мстислав Добужинский составляет «Азбуку Мира Искусства». Это серия акварельных шаржей на «мирискуссников», которые Добужинский сопроводил небольшими стихотворными комментариями.
Отдел литературы по искусству