Понятие противоречия в структурном марксизме Луи Альтюссера

   В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 11 февраля прошла встреча интеллектуально-философского клуба «Эпохе».

   В обсуждении темы приняли участие много гостей.

   С докладом на данную тему выступил магистр философии Джамирза Магомедов. Он рассказал о французском философе Луи Альтюссере, о его теории. Альтюссер предполагал, что диалектика Маркса является не простым переворачиванием с «головы на ноги» диалектики Гегеля, но отличается структурно, что структуры гегелевской диалектики нельзя оторвать от идеалистического мировоззрения Гегеля, поэтому она не способна отвечать требованиям практической деятельности трудящегося класса. При этом в литературе бытует мнение, что Маркс якобы просто инвертировал, так сказать «перевернул» Гегеля, назвав идеалистическую диалектику материалистической, что будто бы диалектические законы не являются законами трансцендентного сознания, но являются законами материи.

   Луи Альтюссер указывал, что основное структурное отличие диалектики Маркса от диалектики Гегеля заключается в том, что по-разному мыслится понятие противоречия: если противоречие Гегеля является кумулятивно интернализированным, простым противоречием, то противоречие Маркса является эффективно сверхдетерминированным, то есть сложным. Дело в том, что, несмотря на сложность Гегелевского языка и схемы развёртывания абсолютной идеи, для Гегеля настоящий диалектический момент всегда содержит в себе предшествующие моменты и они не обладают собственным существованием в эффективном, сущностном смысле этого слова, тогда как для Маркса прошлое может продолжать существовать как то, что пережито, как пережитки, обладать способностью к эффективной действенности и влиять на основное противоречие (между трудом и капиталом, к примеру) как условия его существования. Примером сверхдетерминированного противоречия Альтюссер считает царскую Россию, когда мелких противоречий накопилось так много, что они в едином революционном порыве привели к разрешению основного противоречия, пролетарской революции, тогда как в европейских странах это было невозможно, так как не было условий разрешения основного противоречия – мелких противоречий.

   Обсуждение получилось крайне интересным.

   Всем участникам дискуссии большое спасибо!

Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.

 

О.А. Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

Яндекс.Метрика