«Поэты и писатели об искусстве»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Поэты и писатели об искусстве».

  Делясь своими мыслями об искусстве и, следовательно, своим личным творческим опытом, мастера художественной литературы тем самым оказывали влияние на процесс формирования и развития национального искусства. И в то же время сами учились понимать язык пластических искусств, учились проникать в сущность произведений живописи и скульптуры, что было немаловажным фактором их духовного и творческого развития.

   Лишь при условии такого духовного обогащения смогли появиться замечательные произведения художественной прозы и поэзии, посвященные темам изобразительного искусства, которыми по праву гордится русская литература. А именно: повесть Гоголя "Портрет" (1832), стихотворение Лермонтова "На картину Рембрандта" (1830-1831), главы из романа Л. Толстого "Анна Каренина" (1873-1877), посвященные пребыванию Вронского и Анны в Италии, повесть Гаршина "Художники" (1879), циклы стихотворений Пушкина, а в более позднее время - Брюсова, Блока.

   Время от середины 1820-х - начала 1840-х годов было временем формирования реализма в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя. В тесной связи с этим процессом складывались взгляды великих художников слова и по вопросам искусства и эстетики. Одним из важных вопросов для Пушкина был вопрос об эстетической норме правдоподобия. Широкая постановка Пушкиным этой проблемы потребовала внимания не только к предмету его постоянных забот - художественной литературе, но и к живописи и скульптуре. Эстетика классицизма видела главную задачу художественного изображения в подражании природе. Однако, по мнению Пушкина, правдоподобие, предписанное теоретиками классицизма и некоторыми эстетиками романтизма, было лишь формальным, условным понятием. Поэтому Пушкин отвергал условные нормы правдоподобия в качестве обязательных норм искусства.

   В произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя встречаются образы художников и их творений. В этих образах заключены суждения авторов, которые по собственному опыту знают, что представляет собой подлинное большое искусство, в чем заключается главная сила его воздействия. Пушкина волновала проблема сложности, многоплановости художественного образа, его емкости ("К бюсту завоевателя"). Интересовала она и Лермонтова.

 

Ты понимал, о мрачный гений,

Тот грустный безотчетный сон,

Порыв страстей и вдохновений,

Все то, чем удивил Байрон.

Я вижу - лик полуоткрытый

Означен резкою чертой;

То не беглец ли знаменитый

В одежде инока святой?

Быть может, тайным преступленьем

Высокий ум его убит;

Все темно вкруг: тоской, сомненьем

Надменный взгляд его горит.

Быть может, ты писал с природы,

И этот лик не идеал!

Или в страдальческие годы

Ты сам себя изображал?

Но никогда великой тайны

Холодный не проникнет взор,

И этот труд необычайный

Бездушным будет злой укор.

                             ("На картину Рембрандта").

   В высказываниях русских писателей второй половины XIX века отразились наиболее острые вопросы, волновавшие художественное сознание эпохи: вопрос общественного назначения искусства, его тенденциозности, взаимоотношения формы и содержания, национальной самобытности и народности искусства, связи русской живописи и скульптуры с западноевропейским искусством. Перед русскими писателями и художниками этого времени стояла одна и та же проблема: проблема художественного реализма, проблема создания искусства, верного действительности. В оценках основных явлений русского и европейского искусства у Тургенева, Гончарова, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, Л. Толстого, Гаршина можно найти немало общего. Но вместе с тем бросаются в глаза и расхождения. Наряду с расхождениями непринципиальными, которые объяснимы, прежде всего, тем, что каждый из писателей шел к одной общей цели своим путем, были расхождения принципиального характера, явившиеся следствием ожесточенной общественно-политической и идеологической борьбы.

   Тесно связанный с опытом русской реалистической школы, Достоевский как художественный критик отстаивал принцип идейности и жизненной правды в изобразительном искусстве. Искусство в понимании Достоевского не является пассивным зеркальным или фотографическим отражением действительности, "точность и верность [...] элементарно необходимы, но их слишком мало", это "только еще материал, из которого потом создается художественное произведение..." Чтобы этот материал превратился в факт искусства, необходимы идеи и живые человеческие чувства.

   Разработка Л. Н. Толстым общих теоретических вопросов искусства и литературы явилась обобщением многолетнего опыта великого писателя-реалиста.

   Толстой утверждал, что произведение искусства хорошо, когда значительно и ново его содержание, совершенна художественная форма и когда художник создает его "из внутренней потребности". Он был противником натурализма, отстаивал в искусстве одухотворяющую мысль. Он утверждал важность этической оценки изображаемых художником событий.

   Крайне противоречивыми и сложными были взгляды на искусство В. Я. Брюсова. Вождь новой литературной школы, он в 1890-е годы выступил как проповедник "искусства для искусства", как защитник эстетики декаданса. Он провозглашал понимание искусства как способа мистического, интуитивного познания, отстаивая "автономность" искусства, его независимость от политических или религиозных целей.

   Характерно обращение Брюсова к темам и образам искусства в поэзии. В ряде стихотворений проходят образы античности ("Эгейские вазы", 1916-1917), готики ("К собору Кэмпера", 1908), Итальянского Возрождения ("Лев святого Марка", 1902), фламандской живописи XVII века ("Бахус" Рубенса, 1912), памятников скульптуры и архитектуры Петербурга ("К Медному всаднику", 1906, "Александрийский столп", 1919) и др. Все эти стихотворения наполнены чувством живой связи с веками.

Ты видишь в сумрачном тумане

Двух древних сфинксов над Невой.

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной, торжественной реки.

Для них, детей тысячелетий,

Лишь сон - виденья этих мест...

                            ("Александрийский столп")

Список литературы:

Пушкин А.С.: Об искусстве [Текст]. В 2-х т. Т.1. / сост. предисл. и коммент. А. А. Вишневского. - М.: Искусство, 1990. - 363 с.: ил.

Двухтомник "А.С. Пушкин: Об искусстве" содержит систематизированный и комментированный свод художественного и критического наследия Пушкина, относящегося к искусству в широком смысле слова, прежде всего к миру идей и образов самого Пушкина-художника. В книге использованы произведения в стихах и прозе, публицистика, дневники, письма поэта. Авантексты, предпосланные разделам и отдельным отрывкам, помогают уяснить общую картину идей и образов Пушкина. В приложении даны фактические комментарии, ссылки на литературу, указатели. Книга рассчитана на всех читающих Пушкина и изучающих его творчество.

 

Цветаева, М.И. Об Искусстве [Текст]: сборник / М. И. Цветаева. - М.: Искусство, 1991. - 478 с.: ил., фот.

В книге впервые собраны литературно-критические произведения Марины Цветаевой, посвященные как общетеоретическим вопросам искусства и художественного творчества, так и отдельным литературным именам. Сборник включает теоретические статьи, эссе, фрагменты автобиографической прозы, литературные портреты (Максимилиана Волошина, О. Мандельштама, Б. Пастернака, Бальмонта, Андрея Белого и др.). В книге использованы письма Цветаевой к Пастернаку, Ахматовой, Розанову, Шестову, Рильке, Буниной, Ходасевичу.

 

Пигарев, К. Русская литература и изобразительное искусство [Текст]: очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. / К. Пигарев. - М.: Наука, 1972. - 152 с.: ил.

Работа является продолжением исследования "Русская лите­ратура и изобразительное искусство (XVIII - первая четверть XIX в.)", вышедшего в 1966 г. Она развивает интересный и пло­дотворный опыт сравнительного изучения литературы и изобра­зительного искусства, в частности живописи. Значение нацио­нального пейзажа в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Аксакова, Гоголя, Тургенева, Толстого; пейзажи Перова, Саврасова, Васильева, Шишкина, Левитана; пейзаж романтический и реалистический; открытия, сделанные в пейзаже литературой и живописью, - таковы основные аспекты книги.

 

Рисунки русских писателей XVII- начала XX века [Текст]: Автопортреты, Портреты, Пейзажи, Шаржи, Плакаты, Зарисовки, Книжная графика. / сост. Р. Дуганов. - М.: Советская Россия, 1988. - 255 с.: цв.ил.

Интерес к тому, что мы так привычно называем "рисунки писателей", возник уже давно. Неизвестно было, как следует относиться к этим большей частью случайным, неумелым и неправильным, но очень непосредственным и выразительным наброскам. Альбом является первым опытом обзора изобразительного творчества русских писателей почти за три века. Он содержит лишь образцы живописи и графики 44 авторов, от Симеона Полоцкого до Маяковского, по возможности наиболее характерные. Их выбор ограничен издательскими возможностями, состоянием архивных материалов и прочим.

 

Пастернак, Б. Об искусстве "Охранная грамота" и заметки о художественном творчестве [Текст] / Б. Пастернак. - М.: Искусство, 1990. - 399 с.

Основу сборника составили автобиографические работы писателя: "Охранная грамота" (1913) и "Люди и положения" (1957). К ним примыкает повесть "Письма из Тулы". В книгу включены работы, частично издававшиеся, частью же подготовленные для печати, но оставшиеся в архиве: рецензии на Маяковского, Асеева, Ахматову, статьи "Ганс Сакс" и др. Особый цикл составляют статьи по проблемам перевода, письма.

 

 

Душа моя, все мысли мои в России [фотоальбом]: И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове / сост., авт. предисл. Б. В. Богданов. - М.: Планета, 1985. - 255 с.: фот.цв. - (Памятные места СССР).

Фотоальбом посвящен жизни Ивана Сергеевича Тургенева в Спасском-Лутовинове. Усадьба в Спасском-Лутовинове является государственным заповедником. Дом Тургенева, аллеи старинного парка хранят живую память о писателе.

 

 

 

Пушкин А.С. и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века [Текст] / ред. Г. П. Кукушкина.- Ленинград: Художник РСФСР, 1985. - 224 с.: ил.

Альбом посвящен изобразительной пушкиниане из собрания Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Во вступительной статье, аннотациях и каталоге содержится ряд ценных сведений о пушкинской эпохе, об ее лучших представителях - художниках, литераторах, общественных деятелей, с которыми был знаком поэт, а также обо многих характерных образцах изобразительного искусства того времени. Альбом содержит более двухсот цветных и тоновых репродукций - прижизненные портреты Пушкина, портреты его современников, а также пейзажи с видами пушкинских мест, исторические и жанровые композиции.

 

М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура [Текст]. - М.: Минувшее, 2014. - 336 с.

Издание подготовлено к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова. В книге публикуются архивные документы и изобразительные  материалы, связанные в основном с московскими театральными постановками по произведениям М.Ю.Лермонтова, осуществленными в 1941-2014 гг. Заметки режиссеров и актеров, стенограммы обсуждений спектаклей, выступления литературоведов и театроведов, отклики зрителей и критиков и другие по жанру документы воспроизводятся аутентично и сопровождаются фактическим комментарием и аннотированным именным указателем. В сборнике опубликованы 152 редкие архивные фотографии.

 

 

Отдел литературы по искусству

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика