Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована тематическая выставка «Поэтика фотографий».
Среди других видов искусств фотография занимает одно из важнейших мест. Сто пятьдесят лет – возраст солидный для фотографии, но в сравнении с более чем двухтысячной историей театра, поэзии, живописи он особо не велик.
Стремление запечатлеть моменты жизни, происходящие с человеком или окружающим его миром, существовало всегда. Об этом говорят и наскальные рисунки, и изобразительное искусство. В полотнах художников особо ценились точность и детализация, способность запечатлеть объект в выгодном ракурсе, свете, передать цветовую палитру, тени. На такую работу порой уходили месяцы работы. Именно это желание, а также стремление сократить временные затраты и стали толчком для создания такого вида искусства, как фотография.
После этого потребовалось более 150 лет напряжённой работы многочисленных коллективов исследователей, чтобы фотография стала совершенным техническим методом регистрации информации.
В истории развития науки ещё никогда не было так, чтобы великое открытие и новый технический метод зарождались на пустом месте. Этому событию всегда предшествовали вековые наблюдения и многолетняя работа учёных. Так произошло и с изобретением фотографии. Благодаря значительным открытиям в области физики, химии, оптики и механики удалось разработать фотографический метод получения изображения.
Сегодня сложно представить наш мир без фотографии. Каждый человек придаёт своим снимкам определённый смысл. Для кого-то искусство художественной фотографии – самый ценный документ, который хранит в себе всю историю жизни. Для кого-то это способ достучаться до мира, способ высказаться. Современное фотоискусство – прекрасный способ общения: во-первых, с его помощью вы знакомите себя с большим количеством людей, а во-вторых, это диалог с самим собой. Вы исследуете себя, свои эмоции, творческие возможности. Фотография вызывает у каждого человека какие-то ассоциации, воспоминания, новые представления о себе и окружающей действительности, позволяет привлечь к себе внимание окружающих. В искусстве фото каждый человек может без оглядки говорить о своих желаниях, чувствах и фантазиях.
Махачкала
Родопский бульвар
В наши дни фотоискусство невозможно представить без художественной фотографии. Она даёт фотографу возможность почувствовать себя не просто специалистом, способным с помощью современного оборудования отобразить реальность, а творцом, художником, который может создать настоящее произведение искусства. Однако так было не всегда.
Художественная фотография – специфическое восприятие художником окружающей действительности и способность запечатлеть её при помощи фотографических методов. Образный мир художественных фотоснимков, созданный благодаря вдохновению автора, отличается уникальностью, индивидуальностью.
Но постепенно фотография стала входить в повседневную жизнь, и художественные снимки стали играть существенную роль в других видах искусств – живописи, театра, кино.
В самом начале своего становления фотография воспринималась как хобби отдельных заинтересованных лиц. Существенное влияние на её формирование оказало развитие журналистики, необходимость информировать общество о социально значимых событиях.
Снимки в тот период не несли в себе художественного начала, они лишь отражали события, происходящие вокруг.
Всякое искусство имеет свои методы восхождения к истине. Методы эти изучает особая наука – поэтика. Фотография выражает действительность на языке самой реальности через видимые предметы и явления.
Фотография объективна. Всё, запечатлённое камерой, непременно существовало в реальности. Камера не обладает воображением, она фиксирует объекты, перед ней пребывающие. Иначе говоря, фотокадр содержит в себе естественно то, что физически существовало в действительном мире.
Список литературы:
1. Волков-Ланнит, Леонид Филиппович. История пишется объективом [текст]. Изд. 2-е / Л. Ф. Волков-Ланнит. – М.: Планета, 1980. – 256 с.: ил.
2. Краусс, Розалинд. Фотографическое: опыт теории расхождений [текст] / Розалинд Краусс [перевод с французского и английского Алексея Шестакова]. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 304 с.
3. Михалкович, Валентин Иванович. Поэтика фотографии [текст] / В. И. Михалкович. – М.: Искусство, 1989. – 150 с.: ил.; 23 см.
4. Никитин, Владимир Анатольевич. Рассказы о фотографах и фотографиях [текст] / В. А. Никитин. – Л.: Лениздат, 1991. – 222 с.: ил.
5. Морозов, Сергей Александрович. Творческая фотография [текст] / С. Морозов. –М.: Планета, 1989. – 416 с.: ил.
6. Рёссинг, Роджер. Увеличение фотоснимка [текст] / Р. Рёссинг; пер. с нем. А. Г. Симонова. – М.: Мир, 1985. – 287 с.: ил.
7. Хокинс, Э. Фотография. Техника и искусство [текст] / Э. Хокинс, Д. Эйвон; пер.с англ. А. Ф. Некрасова. – М.: Мир, 1980. – 280 с.: цв.ил.
8. Фотография. Братья Гао один и вместе [текст]. – М. [б. и.], 2006. – 45 с.: ил.
9. Фритче, Курт. Фотографируем без ошибок [текст] / К. Фритче. – М.: Искусство, 1961. – 272 с.: ил.
10. Ярко, образно, наглядно [альбом] / сост. В. И. Васильев. – Алма-Ата: Онер, 1986. – 96 с.: ил.
Отдел литературы по искусству