«Поэт фортепиано»

     С 20 по 28 февраля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Поэт фортепиано», посвященная 205-летию со дня рождения польского композитора, пианиста Фредерика Шопена.

      В отличие от многих своих предшественников и современников, Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не оставил ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в области фортепианной музыки.

 

 

 

«Музыка не имеет отечества;
отечество ее - вся вселенная».

Фредерик Шопен.

 

 

 

 

 

      Шопен Фридерик (Фредерик) Францишек (Франсуа) (1810— 1849), польский композитор и пианист. Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора (всего в период 1817—1846 гг. Шопеном создано 16 полонезов), и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.

      Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве, он занимался у известного композитора, позднее — директора Варшавской консерватории Ю. Эльснера.

      В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. В 1828 г. композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.

 С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора.

      Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество.

      Им написаны два фортепианных концерта (1829 и 1830 гг.), три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем (1828—1844 гг.), четыре баллады (1835— 1842 гг.), 21 ноктюрн (1827—1846 гг.),

      27 этюдов (1829—1839 гг.), 25 прелюдий (1831—1839 гг.). Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен (1829—1847 гг.), соната для виолончели и фортепиано (1846 г.) и многие другие произведения.

      В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву, недолго прожил в Вене, после чего переехал в Париж.

      Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г.Берлиоз.

Портрет кисти Эжена Делакруа, 1838г.

 

Портрет Жорж Санд

      Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной псевдонимом Жорж Санд. Восемь лет она была подругой Шопена.

 

В этом доме родился Ф. Шопен

 

 

Это памятник Шопену в Варшаве.

 

Памятник «Шопен  и его муза», Париж.

 

Музей Фредерика Шопена в Варшаве.

 

Коллекция из музея Ф. Шопена г. Варшава. 

     В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию, длившееся почти год, а 1838— 1839 гг. провёл на испанском острове Мальорка. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.

Ф. Шопен. Последний в своей жизни концерт он дал в Лондоне.

 

Гравюра середины  19 века. Смерть  Фредерика Шопена 

      Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.

Пер-Лашез. Могила Ф. Шопена 

 

Список литературы:

 

Кремлев, Ю. А. Фредерик Шопен (1810-1829) [Очерк жизни и творчества] / Ю. А. Кремлев. - М.Л.: Музгиз, 1949. - 409 с.: портр., муз. пр.

Монография "Фредерик Шопен" - самостоятельное научное исследование с оригинальным взглядом на биографию и творчество Шопена. В первой части книги биография Шопена излагается на фоне исторических и идейно-художественных явлений того времени. Вторая часть содержит разбор всех сочинений Шопена в хронологическом порядке, соответственно основным периодам творчества Шопена, которые устанавливает автор. В конце второй части имеется особая глава, посвященная судьбе творческого наследия Шопена в России. С иллюстрациями.

 

 

 

 

 

Кремлев, Ю. Фредерик Шопен [Очерк жизни и творчества] / Ю. Кремлев. - 3-е изд. - М. : Музыка, 1971. - 605 с.: муз. пр., фот. - (Классика мировой музыкальной культуры).

Книга состоит из двух частей: биографии и анализа творчества. В первой части дана сжатая, но содержащая, по возможности, все наиболее существенные моменты биография Шопена на фоне общественно-политической, идейной и художественной жизни его времени, главным образом жизни Варшавы и Парижа. Вторая часть построена не по жанровому принципу, а по принципу историко-хронологической последовательности.

 

 

 

 

 

 

Синявер, Л. Шопен [Текст] / Л. Синявер. - М.Л.: Музгиз, 1951. - 94 с.: портр. - (Школьная библиотека).

Книга о жизни и творчестве великого композитора. О его таланте, которая составляет не малую часть, богатого, культурного наследия  XIX века.

 

 

 

 

 

 

Соловцов, А. Фредерик Шопен. Жизнь и творчество [Текст] / А. Соловцов. - М. : Музгиз, 1956. - 322 с.: фот., муз. пр.

"Душою фортепьяно" назвал Фредерика Шопена Антон Рубинштейн; "...бард, рапсод, дух, душа этого инструмента - это Шопен, - говорит Рубинштейн. - Фортепьяно ли вдохнуло ему [то], что он писал для него, или он вдохновил свои клавиши, не знаю, но только полнейшее поглощение одного другим могло вызвать такие создания". Шопен не писал опер и ораторий, симфоний и симфонических поэм. Он оставил очень немного вокальных миниатюр, еще меньше - камерных ансамблей. И не в этих произведениях, при всей их высокой ценности, полностью раскрылась мощь его гения, а в сочинениях, написанных для фортепьяно. Шопен обогатил фортепьянную музыку новыми музыкальными жанрами, новыми музыкальными образами.

 

 

 

 

 

Брошкевич, Е. Образ любви [Повесть] / Е. Брошкевич; пер.с польск. Ю. Мирская ; авт. предисл. И. Бэлза. - 3-е изд., испр. и доп. - Киев: Музична Украина, 1979. - 392 с.

Повесть Брошкевича о великом польском композиторе Шопене рисует перед нами цельный и обаятельный образ композитора, его горячую любовь к родине, гуманизм, его кристальную чистоту как человека и гражданина. Он воздает должное творчеству Шопена, искренне восхищается им, но в то же время строго и взыскательно относится к его ошибкам и заблуждениям.

 

 

 

 

 

 

Могилевская, С. Над рекой утратой [Повесть] / С. Могилевская. – М.: Детская литература, 1976. - 160 с.: портр.

Эта книга о жизни и творчестве великого польского композитора Фредерика Шопена.

 

     

 

 

 

 

 

Ждем вас в отделе литературы по искусству!

 

 

 

Отдел литературы по искусству

 

 

Яндекс.Метрика