«Подвиг, воплощенный в музыке»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Подвиг, воплощенный в музыке», посвященная 110-летию со дня рождения российского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна.

Д. Шостакович.

   Один из крупнейших композиторов XX века. Автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября 1906 года. В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и  после нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.

   Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку.

   На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.

   В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году - по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония.

   По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор.

   Премьера Первой симфонии, облетевшей весь мир по прошествии многих лет, состоялась в 1926 году в Петербурге. Музыкальные критики рассмотрели в талантливом композиторе достойную замену эмигрировавшим из страны Сергею Рахманинову, Сергею Прокофьеву и Игорю Стравинскому. Эта же симфония и принесла молодому композитору и виртуозному пианисту мировую известность.

   При выступлении на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в 1927 году, проходившем в Варшаве, на необычный талант Шостаковича обратил внимание один из членов конкурсного жюри Бруно Вальтер – австро-американский композитор и дирижер. Он предложил Дмитрию сыграть что-нибудь еще, и когда стала звучать Первая симфония, Вальтер попросил молодого композитора прислать ему в Берлин партитуру. 22 ноября 1927 года дирижер исполнил это музыкальное произведение, чем прославил Шостаковича на весь мир. В 1927 году талантливый Шостакович, биография которого насчитывает множество падений и взлетов, вдохновленный успехом Первой симфонии, принялся за создание оперы «Нос» по Гоголю. Далее был создан Первый фортепианный концерт, после которого в конце 20-х годов написаны еще две симфонии.

   В 1934 году в Ленинграде была поставлена опера «Леди Мценского уезда», сразу же принятая зрителем на «ура». Однако через полтора сезона ее существование оказалось под угрозой и было снято с репертуара. Премьера Четвертой симфонии Шостаковича, характеризовавшейся более монументальным размахом в отличие от других, должна была состояться в 1936 году. По причине нестабильной ситуации в стране и предвзятого отношения представителей государственной власти к людям творчества первое исполнение музыкального произведения произошло лишь в 1961 году. 5-я симфония вышла в 1937 году. В годы Великой Отечественной войны Шостакович принялся за 7-ю симфонию – «Ленинградскую», впервые исполненную 5 марта 1942 года.

   С 1943 по 1948 год Шостакович занимался преподавательской деятельностью в Московской консерватории города Москвы, откуда впоследствии был изгнан сталинскими властями, взявшимися «наводить порядок» в Союзе композиторов, по причине профнепригодности. Выпущенное Дмитрием вовремя «правильное» произведение спасло его положение. Далее композитора ожидало вступление в партию (вынужденное), а также множество других обстоятельств, из которых все-таки было больше взлетов, чем падений.

   Последние годы Шостакович, биография которого с интересом изучается многими поклонниками музыки, сильно болел, страдая раком легких. Не стало композитора в 1975 году. Прах его был похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы. Сегодня произведения Шостаковича, олицетворяющие ярко выраженную внутреннюю человеческую драму, передающие летопись ужасных душевных страданий – наиболее исполняемые во всем мире. Самые популярные - Пятая и Восьмая симфонии из пятнадцати написанных. Из струнных квартетов, которых тоже пятнадцать, наиболее исполняются Восьмой и Пятнадцатый.

Список литературы:

  1. Богданова, А. Оперы и балеты Шостаковича [Текст] / А. Богданова; ред. И. Прудникова. – М.: Советский композитор, 1979. – 208 с.: ил.
  2. Дельсон, В. Фортепианное творчество Д.Д.Шостаковича [Текст] / В. Дельсон. – М.: Советский композитор, 1971. – 248 с.
  3. Лукьянова, Н.В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович [Текст] / Н. В. Лукьянова. –   Москва: Музыка, 1980. – 176 с.: фот.
  4. Письма к другу [Текст]: Письма Д.Д.Шостаковича к И.Д. Гликману / сост. И. Д. Гликман. – СПб.: Композитор; М.: DSCH, 1993. – 336 с.: ил.
  5. Орлов, Г. А. Симфонии Шостаковича [Текст] / Г. А. Орлов. – Ленинград: Музгиз, 1961. – 324 с.
  6. Сабинина, М.Д. Шостакович-симфонист [Текст]: драматургия, эстетика, стиль / М. Д. Сабинина; ред. Г. Л. Головинский, рец. М. С. Брук, В. Н. Егорова, Д. В. Житомирский, Н. С. Николаева. – Москва: Музыка, 1976. – 477 с.: фот.
  7. Шостакович, Д. Д. О времени и о себе [Текст]: 1926–1975 / Д. Д. Шостакович; авт. предисл. М. Яковлев. – [Б. м.]: Советский композитор, 1980. – 376 с.
  8. Федосова, Э. П. Диатонические лады в творчестве Д. Шостаковича [Текст] / Э. П. Федосова. – [Б. м.]: Советский композитор, 1980. – 189 с.: муз. пр. ; 17 см. – (Библиотека музыковеда).
  9. Хентова, С. М. Д. Шостакович. Жизнь и творчество [Текст]: Монография. В 2–х книгах. Кн. 1. / С. Хентова. – Ленинград: Советский композитор, 1985. – 544 с.
  10. Хентова, С. М. Шостакович в Москве [Текст] / С. М. Хентова. – Москва: Московский рабочий, 1986. – 207 с.: фот.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика