Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Пейзажи по-английски», посвящённая 240-летию со дня рождения английского художника Джона Констебля.
Мои картины не будут пользоваться широкой известностью, потому что в них
не чувствуется особой ловкости рук, но ведь и в природе я этого не видел.
Джон Констебль
Джон Констебль родился 11 июня 1776 года в графстве Саффолк, в небольшой деревушке Ист-Бергхолт. С раннего детства его окружали типично английские пейзажи – зелень сочной английской травы, бледная голубизна неба, небольшая, но быстрая и полноводная во время разлива река Стаур. Собственно, на берегу этой реки, которая будет самым популярным героем его полотен, прошло детство и юность будущего знаменитого художника.
«Собор Солсбери из епископского сада»
Свои первые зарисовки он делал с отцовской мельницы, стоящей на плотине, и с окрестных мест. Позже эту местность назовут Земля Констебля, но это будет ещё не скоро.
«Мельница в Флэтфорде»
Профессиональный художник Джон Томас Смит, к которому Констебль обращался за советами, рекомендовал ему посвятить себя семейному бизнесу, а не искусству. Хорошо, что начинающий художник не послушал советов, а продолжал развивать и совершенствовать свой талант. Обязательным условием обучения в Королевской академии было не только участие в ежегодных выставках, организованных академией, но и обязательное признание её профессоров.
Констебль со своими пейзажами в реалистичном стиле становится объектом постоянной критики и должен молча выслушивать едкие и резкие замечания. Но Констебль твёрдо решил стать профессиональным художником-пейзажистом.
Самая первая картина, которую художник смог продать, называлась «Белая лошадь». Эта картина была первой из серии работ, которые он сам называл «шестифутовиками» из-за размера.
«Белая лошадь»
У себя на родине Констебль за всё время продал только 12 картин. Известность он приобрёл благодаря французам, которые, в отличие от соотечественников, смогли оценить талант художника. Картина «Телега для сена» и ещё три полотна будут выставлены в 1824 году в Парижском салоне.
«Телега для сена»
Почти единодушно картина «Телега для сена» получит золотую медаль. За несколько лет во Франции будут проданы почти два десятка его картин. Финансовый доход был важен для Констебля, но ещё больше он жаждал признания на родине, поэтому всегда отказывался от заграничных турне.
Он умер 31 марта 1835 года. При жизни Констебль так и не добился финансового успеха, хотя в наше время его картины продают за баснословные суммы. Почти всегда слава, а с нею и большие деньги приходят спустя десятилетия после смерти художника. Констебль в этом смысле не исключение. На его творчестве наживаются посредники. Буквально недавно была продана картина Констебля «Плотина» более чем за 35 миллионов долларов!
«Плотина»
Список литературы:
1. Антонова, И. А. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина [Текст] / И. А. Антонова. – М.: Советский художник, 1986. – 90 с.: ил.
2. Европейская живопись XIII–XX вв. [Текст]: энциклопедический словарь / ред. В. В. Ванслов. – М.: Искусство, 1999. – 527 с.: ил.
3. Лесли, Чарлз Роберт. Жизнь Джона Констебля, эсквайра [Текст]: сборник биографической информации / Ч. Р. Лесли. – М.: Искусство, 1964. – 335 с.: ил.
4. Камминг, Р. Художники [Текст]: Жизнь и творчество 50 знаменитых живописцев / Р. Камминг; ред. Д. Мур. – М.: Слово, 2000. – 111 с.: цв. ил. (Домашний музей).
5. Кудрявцев, Б. В. Художественные музеи Лондона [Текст] / Б. В. Кудрявцев. – М.: Искусство, 1994. – 221 с.: ил. (Города и музеи мира).
Орлова, М. Джон Констебль 1776–1837 [Текст] / М. Орлова. – М.; Л.: Искусство, 1945. – 32 с.: ил.
6. Чегодаев, А. Д. Джон Констебль [Изоматериал] / А. Д. Чегодаев. – М.: Искусство, 1968. – 299 с.: цв. ил.
Отдел литературы по искусству