В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова 8 декабря прошла очередная встреча философско-интеллектуального клуба «Эпохе», которая была посвящена общественному деятелю Гейдару Джемалю.
Джемаль Гейдар – азербайджанский исламский общественный деятель, председатель Исламского комитета России; сопредседатель и член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»; постоянный член Организации «Исламо-арабская народная конференция»; один из инициаторов создания и член координационного совета Левого фронта России; депутат Национальной ассамблеи Российской Федерации. Принимал участие в Маршах несогласных.
Гейдар Джахидович Джемаль родился в столице России, Москве, 6 ноября 1947 года. Его отцом был Джахим Джемаль, а матерью – Ирина Шаповалова. Семья была интернациональной, так как глава семейства являлся чистокровным азербайджанцем, а его супруга – русской с кавказскими корнями.
Огромный вклад в воспитание Гейдара внёс его дед, который взял мальчика к себе после того, как его родители развелись. Именно он привил ему любовь к философии и исламу, что в дальнейшем и определит то, кем станет Гейдар Джемаль.
Окончив школу, Джемаль поступает в один из самых уважаемых на то время вузов Москвы – Институт восточных языков при МГИ. К сожалению, учёба там долго не продлилась, так как на втором курсе его отчислили за неприемлемую идеологию. Поэтому в конце 1966 года Гейдар Джемаль устраивается работать корректором в издательство журнала «Медицина». Там он заводит новые знакомства, благодаря которым и попадает в кружок на Южинском (известный читательский клуб, который практиковал оккультные науки).
Участник клуба «Эпохе» научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Камиль Дадаев считал Гейдара Джемаля своим духовным наставником и посвятил ему своё стихотворение.
Настала ночь
(Памяти Гейдара Джемаля)
Настала ночь. Она была здесь прежде
Все эти тленных десять тысяч лет,
Хватая нас за дряхлые одежды,
В виски целуя тех, кого уж нет;
Виски дырявя тем, кто еле дышит
Предчувствием неумолимого конца;
Тем, кто призыв из запределья слышит,
Срывая маску с чистого лица.
И кто ты в ней?
Героев нет. Их век утерян безвозвратно.
И вот мы вздрагиваем, глядя в пустоту,
Сырой бессмыслицей насытив мозг квадратный,
Боясь переступить заветную черту.
И в пасти этой беспрерывной ночи,
Где растворился самый яркий силуэт,
И смерть глубокой тишиною слух щекочет,
Мы ищем тех, кто в себе носит странный свет.
Но мысль мертва!
Но мысль чадящая нас не спасёт от пасти
В предрасположенности к траурной зиме.
Как камни носим мы за пазухою страсти
И слишком глубоко завязли в этой тьме.
Что нам осталось? Лишь скорбеть о настоящем,
Что дышит пылью свежевырытых могил,
И не стыдиться вновь оплакивать тех спящих,
Кто мыслью нас из снов когда-то возвратил.
Прощай, Джемаль.
Настанет час. И я надеюсь, очень скоро
По милости Всевышнего в раю,
Как ученик, что в поисках фавора,
Пожму я крепко руку правую твою.
Но нынче все мы в лапах ночи этой,
Что давит скорбной вестью каждому на грудь.
Тебя – Учителя, Философа, Поэта –
В последний провожаем путь.
Аллах Акбар!
(6.XII.2016)
Некоторые работы Джемаля, например «Ориентация – Север», автор стихотворения до сих пор не осилил и продолжает работать в том направлении, чтобы понимать их.
Камиль Дадаев выразил глубокое сожаление о том, что так и не проявил должной настойчивости, чтобы встретиться с Джемалем.
Всех заинтересовавшихся философским клубом «Эпохе» приглашаем на встречи в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова по четвергам в 18.00.
Главный библиотекарь отдела
культурных программ Ольга Алиева