«Основоположник музыкального искусства Азербайджана»

Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Основоположник музыкального искусства Азербайджана», посвящённая 130-летию со дня рождения азербайджанского композитора Узеира Абдул-Гусейн оглы Гаджибекова.

 

 

 

«Гаджибеков всю свою жизнь посвятил развитию азербайджанской музыкальной культуры. ...Он впервые в республике заложил фундамент азербайджанского оперного искусства, основательно организовал музыкальное образование. Большая работа проделана им и в развитии симфонической музыки», – так писал о Гаджибекове Дмитрий Шостакович.

 

 

 

 

 

Гаджибеков родился в семье сельского писаря. Вскоре после рождения Узеира семья переселилась в Шушу, в небольшой городок в Нагорном Карабахе. Детство будущего композитора прошло в окружении народных певцов и музыкантов, у которых он учился искусству мугама. Мальчик прекрасно пел народные песни, его голос был даже записан на фонограф.

Узеир Гаджибеков среди студентов Горийской семинарии

В 1899 году Гаджибеков поступил в Горийскую учительскую семинарию. Здесь он приобщился к мировой, в первую очередь к русской, культуре, познакомился с классической музыкой народных песен. Окончив в 1904 году семинарию, Гаджибеков получает назначение в село Гадрут и в течение года работает учителем. Через год он переезжает в Баку, где продолжает педагогическую деятельность, одновременно увлекается журналистикой.

25 января 1908 г. – день рождения первой национальной оперы. Сюжетом для неё послужила поэма Физули «Лейли и Меджнун». Молодой композитор широко использовал в опере части мугамов. С помощью друзей, таких же страстных энтузиастов родного искусства, Гаджибеков поставил оперу в Баку. Впоследствии композитор вспоминал: «В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее, успех «Лейли и Меджнуна» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет».

Опера «Лейли и Меджнун»

Успех «Лейли и Меджнуна» побуждает Узеира Гаджибекова энергично продолжать начатое дело. За последующие пять лет он создаёт три музыкальные комедии: «Муж и жена» (1909), «Не та, так эта» (1910), «Аршин мал алан» (1913), а также четыре мугамные оперы: «Шейх Сенан» (1909), «Рустам и Зохраб» (1910), «Шах Аббас и Хуршидбану» (1912), «Асли и Керем» (1912). Уже будучи автором нескольких популярных в народе произведений, Гаджибеков стремится пополнить свой профессиональный багаж: в 1910–12 гг. он занимается на частных курсах при Московском филармоническом обществе, а в 1914 г. – в Петербургской консерватории.

25 октября 1913 года состоялась премьера музыкальной комедии «Аршин мал алан». Гаджибеков выступил здесь и как драматург, и как композитор. Он создал выразительное сценическое произведение, сверкающее остроумием и полное жизнерадостности. «Аршин мал алан» – подлинный шедевр. Оперетта с успехом обошла весь мир. Она ставилась в Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Каире и в др. городах по всему миру.

Своё последнее сценическое произведение – оперу «Кёроглы» – Узеир Гаджибеков завершил в 1937 г. Тогда же опера была поставлена в Баку с участием знаменитого Бюль-Бюля в заглавной партии. После триумфальной премьеры композитор писал: «Я поставил перед собой задачу создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры... Кёроглы – ашуг, и он воспет ашугами, поэтому превалирующим стилем в опере является стиль ашугов... В «Кёроглы» есть все элементы, свойственные оперному произведению, – арии, дуэты, ансамбли, речитативы, но всё это построено на основе тех ладов, на которых строится музыкальный фольклор Азербайджана».

Велик вклад Узеира Гаджибекова в развитие национального музыкального театра. Но он в то же время создал немало произведений в других жанрах, в частности выступил зачинателем нового жанра – романса-газели; таковы «Сэнсиз» («Без тебя») и «Севгили джанан» («Возлюбленная»). Большой популярностью в годы Великой Отечественной войны пользовались его песни «Призыв», «Сестра милосердия».

Узеир Гаджибеков не только композитор, но и крупнейший музыкально-общественный деятель Азербайджана. В 1931 г. им был создан первый оркестр народных инструментов, а спустя 5 лет – первый азербайджанский хоровой коллектив. Весом вклад Гаджибекова в создание национальных музыкальных кадров. В 1922 г. им организована первая азербайджанская музыкальная школа. В последующем он возглавлял музыкальный техникум, а затем встал во главе Бакинской консерватории. Результаты своих исследований национального музыкального фольклора Гаджибеков обобщил в крупном теоретическом исследовании «Основы азербайджанской народной музыки» (1945).

Имя У. Гаджибекова окружено в Азербайджане всенародной любовью и почётом. В 1959 году на родине композитора, в Шуше был открыт его Дом-музей, а в 1975 г. открытие Дома-музея Гаджибекова состоялось в Баку.

 

 

Список литературы:

Абасова, Э. Опера «Лейлы и Меджун» Узеира Гаджибекова [Текст] / Э. Абасова. – Баку: Музгиз, 1960. – 66 с.: муз. пр., фот.

Аббасов, А. Узеир Гаджибеков и его опера «Кёроглы» [Текст] / А. Аббасов. – Баку: Музгиз, 1956. – 64 с.: муз. пр.

Алекперова, Н. Узеир Гаджибеков [Текст] / Н. Алекперова, Б. Заболотских. – М.: Музыка, 1988. – 103 с.: фот.

Корев, С. Узеир Гаджибеков и его оперы [Текст] / С. Корев . – М.: Музгиз, 1952. – 91 с.: муз. пр., фот.

Меликов, Х. Особенности стиля и драматургия музыкальных комедий Узеира Гаджибекова [Текст] / Х. Меликов. – Баку: Азер. гос. изд-во, 1963. – 157 с.: муз. пр.

Сафарова, З. Музыкально-эстетические взгляды Узеира Гаджибекова [Текст] / З. Сафарова. – М.: Советский композитор, 1973. – 170 с.: муз. пр.

 

Отдел литературы по искусству

 

Яндекс.Метрика