Опера Винченцо Беллини «Норма»

   18 ноября в конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова звучала прекрасная опера итальянского композитора Винченцо Беллини «Норма».

   Перед началом показа руководитель оперного клуба Александр Прасолов изложил историю создания оперы и рассказал об авторе.

   Опера В. Беллини «Норма» написана по трагедии Луи Александра Сомэ, французского писателя. Она выделяется на фоне других произведений этого жанра своей необычайной красотой и виртуознейшими сопрановыми ариями. Даже сам Беллини считал ее шедевром и говорил, что если внезапно случится какое-то кораблекрушение, то единственное произведение, которое просто необходимо будет спасти – это «Норма».

   Действие оперы разворачивается в 50 г до н.э. Норма – это девушка, являющаяся верховной жрицей храма друидов. Она нарушила обет и влюбилась в проконсула Поллиона. Более того, она даже тайно родила от него детей. Но, как это иногда случается, страсть Поллиона угасла, и он обратил свой взор на другую девушку – юную Адальжизу, которая ответила ему взаимностью. Молодой человек позвал свою возлюбленную жить вместе с ним в Рим, а она решила, прежде всего, спросить совета у верховной жрицы. Узнав об этом, Норма сильно разгневалась и решила отомстить ему. В момент отчаяния она даже была готова убить своих детей, потому что ненавидела их отца, но передумала, так как ее остановила Адальжиза, пообещавшая уговорить Поллиона остаться с ней. Римлянин отказался это сделать, и Норма отправляет войско на восстание против его армии.

   Внезапно Поллиона застают в храме друидов и выносят ему приговор за осквернение священного места. Норма пытается спасти возлюбленного и предлагает ему сделать выбор в ее пользу, забыв Адальжизу. Поллион остается непреклонен и отвергает жрицу. Тогда Норма собирает воинов, жрецов и сообщает о том, что одна из жриц нарушила обет и ее нужно предать огню. Без страха Норма восходит на костер, а вслед за ней устремляется ее возлюбленный Поллион, восхищенный силой ее духа. Так любящие сердца снова оказываются вместе.

   Российская публика смогла познакомиться с оперой «Норма» благодаря немецкой труппе в 1835 году. В исполнении отечественных певцов она была показана в 1837 году в Санкт-Петербурге.

   Одной из самых долгожданных премьер «Нормы» считается ее современная постановка в 2005 году в «Новой опере». Причем этот спектакль был куплен и привезен из Государственной оперы Штутгарта. Главной особенностью этой постановки стало перенесение всех событий в другое время. Режиссеры Йосси Вилер, Серджио Морабито решили, что эта Норма должна непременно проходить в XX веке, а храм друидов заменен католическим костелом. Однако критики не оценили этой работы и назвали спектакль спорным.

   Еще одна неоднозначная и яркая современная постановка состоялась на Зальцбургском фестивале в 2013 году благодаря совместной работе режиссеров Моше Лейзера и Патриса Сорье. Все события были перенесены в Италию времен Муссолини, причем действие, происходящее на сцене, подчас не стыкуется с текстом оперы. Исполнительница партии Нормы – Чечилия Бартоли поразила публику своими вокальными данными и оригинальной интерпретацией.

   В сентябре 2014 года в Опере Сан-Франциско состоялась очень оригинальная постановка оперы «Норма» режиссера Кевина Ньюбери. Зрители были в восторге от роскошных декораций на сцене. Друиды в своем храме сооружали огромного Троянского коня, который должен был помочь им атаковать римлян. Концовка спектакля была вообще достаточно хитроумной. Здесь режиссер очень тонко провел связь с другим композитором, который восхищался «Нормой» – Рихардом Вагнером. Когда главная героиня призналась в своих грехах, она вместе с Поллионом зашла в подготовленного Троянского коня и подожгла факел. В одно мгновение героев окружает огненное кольцо – явный намек на оперу Вагнера. Только Брунгильду огонь оберегает, а Норма и ее возлюбленный оказываются поглощены пламенем.

   В Софийском театре оперы и балета прошла постановка «Нормы» режиссера Хуго де Ана, которая оставила яркий след в истории этого спектакля. Эта версия отличается от других своей музыкальностью и незабываемой игрой света.

   Помимо театральных постановок, «Норма» была успешно экранизирована.

   Первая работа в этом жанре была осуществлена в 1974 году режиссером П. Журданом, где в роли Нормы выступила несравненная М. Кабалье.

   Из всего творческого наследия В. Беллини именно опера «Норма» уже более 180 лет с блеском ставится по всему миру и признана критиками подлинным шедевром. Возвышенный стиль трагедии, страсть героев и их самопожертвование, борьба чувств – все это не может оставить равнодушными ни одного слушателя. К тому же это все приправлено классическими образцами бельканто.

   Приглашаем любителей оперного искусства в конференц-зал НБ РД им. Р. Гамзатова по субботам в 11.00.

Отдел культурных программ

Яндекс.Метрика