«О писателе Магомед-Расуле...»

    В отделе краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка, посвящённая памяти народного писателя Дагестана Магомед-Расула Расулова (творческий псевдоним – Магомед-Расул).

   Творчество Магомед-Расула высоко оценили при жизни классики Борис Полевой, Михаил Стельмах, Чингиз Айтматов, Мария Прилежаева, Владимир Воронов, Анатолий Алексин и другие. Особое внимание творчеству писателя уделила Наталья Капиева. Многоопытный и взыскательный критик отметила редкий дар прозаика Магомед-Расула постигать внутренний мир души человека в её самом-самом взлохмаченном состоянии. Ведь этим даром наделены не все пишущие, даже орденоносцы, лауреаты…

   Широко известная в советской литературе Марина Прилежаева обратила внимание на необычную свежесть «человеческого материала» в романе «Отец пророка». «Роман написан на даргинском языке и самим же автором переведён на русский язык», – с удовлетворением констатирует Прилежаева. Далее она пишет: «Я удивилась тому, что молодой писатель так пристально знает Толстого, гений которого пленил его ещё в детстве».

   «Магомед-Расул народность литературы усматривает не в насыщенности диалогов персонажей фольклорными остротами, поговорками и пословицами, всякого рода байками, а во внутренней сути, нравственной устойчивости личности», – пишет народный писатель Дагестана Камал Абуков.

«   Магомед-Расул не просто умелый повествователь, а личность вопрошающая! Писательство для него – поручение Всевышнего, иначе бы он не написал безжанровую «А судьи кто?». Я до сих пор не могу расшифровать замысел повести «Чёрный ягнёнок».

   Магомед-Расул – писатель страждущий! Он не убаюкивает читателя, не пугает, и самое мудрое – не поучает…» – продолжает Камал Абуков.

   Главная тема художественных произведений писателя – становление характеров современных молодых людей, их нравственные и духовные поиски.

   Магомед-Расул – народный писатель Дагестана (1997), отличник печати СССР (1972). В 1974 году удостоен республиканской премии им. Сулеймана Стальского (за повесть «Дикарка»), в 1997 году – премии им. Омарлы Батырая.

    «Магомед-Расул, как бы пафосно это ни звучало, – настоящий мастер слова, мастер стиля. Каждое слово сказано к месту, каждое предложение отточено и отутюжено по всем словесным параметрам. Особенно писателю удаётся разговорный жанр, а диалоги напоминают красочные пьесы в прозе. Здесь слова развивают события. У него мало отступлений, нет ухода в описания, как это часто встречаешь у его собратьев по перу. Ему это не нужно. У него и так получается – через разговор, через диалог, через монолог. А это делает текст читабельным и легко воспринимаемым», – писал про него известный врач, учёный, писатель Ибрагим Шамов.

Отдел краеведческой и национальной литературы

Яндекс.Метрика