Работники сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра ГБУ НБ РД им. Р. Гамзатова организовали для читателей центра выставку, посвященную 145-летию выдающегося русского композитора Александра Николаевича Скрябина.
Александр Николаевич родился 6 января 1872 г. в Москве в семье дипломата. Отец его был юристом, позже работал русским консулом в Турции. Мать композитора была незаурядной пианисткой, но через год после рождения сына умерла. Отец, служивший дипломатом в далекой от Москвы Турции, редко виделся с Сашей. Воспитанием мальчика занималась в основном его бабушка по отцовской линии Елизавета Ивановна. С ранних лет Александр проявил расположение к музыке. Любимым музыкальным инструментом маленького мальчика был рояль. Говорят, что интересоваться роялем, Саша стал в четыре года. В пять он уже играл на нем, даже пытался, что-то сочинять, «фантазировал музыку». Еще одним увлечением детства Александра Скрябина был театр. У него был складной детский театр, играя в который он любил проводить свободное время.
В 1882 г. он поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно занимался музыкой и после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — композиция и фортепиано. Завершив учёбу в 1892 г., Скрябин уехал за границу. Пять лет давал концерты, гастролируя по странам Европы. Талант его как пианиста быстро был оценён — по возвращении в Россию Александр Николаевич получил должность профессора Московской консерватории по классу фортепиано, которую занимал с 1898 по 1903 г. В 1900 г. он обратился к симфонической музыке, при этом ставил себе не только композиторские, но и глобальные философские задачи. Глубокая вера в преобразовательную силу искусства воплотилась в Первую симфонию (1900 г.). Вторая симфония была написана в 1901 г. В 1904 году, на деньги меценатов, композитор отправляется в Швейцарию. Здесь Александр Николаевич создает «Божественную поэму» (Третья симфония) и «Поэму Экстаза». Через некоторое время он покидает Московскую Консерваторию, ибо не мог совмещать преподавание со своей творческой деятельностью.
В 1910 году Скрябин пишет «Поэму огня». Это был совершенно новый опыт не только новых звучаний, но и использование цветомузыки.
В личности Скрябина переплеталось множество дум и переживаний, так свойственных русскому человеку. 14 апреля 1915 года великого русского композитора Александра Скрябина не стало.
Литература, представленная на выставке:
1. Боффи, Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал. /Гвидо Боффи. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 413 с.
2. Бэлза, И. Александр Николаевич Скрябин / И. Бэлза. – М.:Музыка,1982. – 173 с.
3. Зильберквит, М.А. Мир музыки: Очерк / М.А. Зильберквит. – М.: Детская литература, 1988. – 335 с.
4. Коллинз, С. Классическая музыка от и до / С. Коллинз, пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 288 с.
5. Михайлов, М. А.Н. Скрябин. 1872–1915. Краткий очерк жизни и творчества / М. Михайлов. – М.: Музыка, 1966. – 106 с.
6. Никитина, Л.Д. История русской музыки: Популярные лекции: Для студ. выс. и сред. пед. учеб. заведений / Л.Д. Никитина. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
7. Орлова, Е. Очерки о русских композиторах 19-начала 20 века: Учеб. пособие / Е. Орлова. – М.: Музыка, 1982. – 223 с.
8. Розанова, Ю. История русской музыки. Т.2, кн.3. Вторая половина 19 века. П.И. Чайковский: Учебник для вузов / Ю. Розанова. – М.: Музыка, 1981. – 310 с.
9. Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов. – Челябинск: Урал ЛТД, 2001. – 508 с.
10. 166 биографий знаменитых композиторов /Автор-составитель Л.В. Михеева. – СПб.: Композитор, 2000. – 208 с., ил.
11. Сто великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. – М.: Вече, 2002. – 624 с.
12. Третьякова, Л.С. Страницы русской музыки / Л.С. Третьякова. – М.: Знание,1979. – 160 с.
Работник сектора Э. Магомедова