«Надзирать и наказывать» (Мишель Фуко)

   20 октября в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошла очередная встреча участников философского клуба «Время и бытие».

   Участники клуба с интересом анализировали книгу французского философа Мишеля Фуко. В книге описываются социальные и теоретические механизмы, лежащие в основе огромных изменений, которые произошли в западной пенитенциарной системе в современную эпоху. Фуко использует в основном исторические документы Франции. Фуко выступает против идеи о том, что тюрьма стала главной формой наказания в основном благодаря гуманным идеям социальных реформистов. Он прослеживает культурные сдвиги, которые привели к тому, что тюремное заключение стало основной формой наказания. Тюрьма является одной из форм, использующихся для «дисциплины», благодаря новым технологическим возможностям, которые также могут быть найдены, согласно Фуко, в таких местах, как школы, больницы и военные казармы

   С докладом выступил руководитель клуба магистрант Дагестанского государственного университета философ Джамирза Магомедов.

Доклад Джамирзы Магомедова

Основные идеи французского философа относительно власти и знания

   Фуко отмечает, что власть и знание взаимообусловлены. Всякая власть производит некий дискурс знания, а всякое знание, в свою очередь, поддерживает определённую инстанцию власти. В обсуждаемом произведении Фуко описывает, каким образом властные инстанции управляют обществом, формируют и транслируют наиболее рациональное знание в форме науки. Науки о человеке, гуманитарные дисциплины производили и производят некие дискурсы знания, обосновывающие и поддерживающие определённые режимы власти. Власть, утверждает Фуко, это не привилегия и не статус, но механизм, продуцирующий соответствующие технологии по надзору и контролю над социальным телом. Власть не столько подавляет и подчиняет, продолжает французский мыслитель, сколько контролирует, направляет и внушает.

   В данной связи наиболее показателен пример управления дискурсом секса в средневековой Европе посредством церковного института. И дело даже не в том, что о сексе запрещалось говорить, – говорить разрешалось, но на исповеди, у священника. Для дискурса церкви, а также психоанализа, медицины, уголовно-юридического дискурса интерес представляли не столько наказание или санкция, но сама процедура признания, что делает прозрачным для власти помыслы и намерения общества. Фуко описывает, каким образом система управления и контроля обществом эволюционировала, утончалась, делалась невидимой и неосязаемой.

   Интеллектуальную активность и философский интерес члены клуба проявили в форме глубоких вопросов и тонких комментариев. Особенно хотелось бы отметить членов партии КПРФ Руслана Лугового и Рамаза Цинпаева, а также выпускников факультета психологии и философии.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

Яндекс.Метрика