«На обнаженных нервах»

   В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка «На обнаженных нервах», посвященная 80-летию со дня рождения актера, певца, барда Владимира Семеновича Высоцкого.

   Владимир Высоцкий стал легендой советской музыки, советского театра и кинематографа. Песни Высоцкого стали классикой и неоспоримыми вечными хитами. Его творчество очень сложно классифицировать, так как он выходит за рамки и расширяет их. Обычно Высоцкого относят к бардовской музыке, хотя сам музыкант открещивался от этого движения.

   Можно сказать, что Высоцкий популярен во всех возрастных и социальных группах нашего общества. Разумеется, отношение к его песням у разных людей не одинаково, не однозначен их выбор из репертуара певца. Но тем не менее вряд ли за десятилетия можно назвать имя какого-нибудь поэта, который столь же приковывал к себе внимание именно всех слоев общества и вызывал при этом столько же разноречивых мнений и споров, как Владимир Высоцкий.

   Непросто складывались его отношения с современниками. Для одних он был кумиром, откровением целого поколения. Для других – не более чем модным певцом. Для кого-то разговорный язык его стихов лишь усиливал их воздействие. Для иных он давал повод видеть в Высоцком профессионального поэта, считать нелепым печатать его стихи. Впечатление от многочисленных его стихов такое, будто он хочет объять необъятное. Это целая вселенная явлений, сюжетов и героев. При этом подлинность его песен такова, что многие уверены, что это он сам все прожил и пережил.

   Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Отец поэта – бард и актер, уроженец Киева, ветеран ВОВ, а мама – переводчик-референт.

   Окончив школу, Высоцкий поступил в Московский строительный институт, однако позже понял, что попал «не туда», и бросил учебное заведение. Затем

   Высоцкий поступил во МХАТ и уже через три года дебютировал на театральной сцене в учебном спектакле «Преступление и наказание». Затем он сыграл первую небольшую роль в киноленте «Сверстники».

   После выпуска из школы-студии МХАТ Высоцкий поступил на работу в театр им. Пушкина. Вскоре актер ушел в Театр миниатюр. Были также неудачные попытки пробиться в театр «Современник».

   В итоге по душе Владимиру Семеновичу пришелся Театр на Таганке, в котором до самой смерти он и служил. Здесь Высоцкий примерил образы Гамлета, Пугачева, Свидригайлова и Галилея. Вместе с Театром на Таганке актер много гастролировал, он практически объехал весь мир, выступал во Франции, Польше, Германии, Венгрии и Болгарии, несколько раз смог съездить в США, побывал в Мексике, Канаде и на Таити.

   Авторское вдохновение Владимир Высоцкий черпал у Булата Окуджавы, которого до последнего дня своей жизни считал своим наставником. «Песня о Правде и Лжи» была посвящена именно ему. Писать музыку и тексты песен актер начал в 60-х годах.

   Первой песней сам Высоцкий называет «Татуировку», которая была исполнена в Ленинграде в 1961-м году. Эта песня начала в творчестве поэта цикл дворовых, «блатных» произведений. Позже актер писал песни для кинолент, в которых снимался сам и принимал активное участие в их создании. Много песен и баллад предназначалось для кинофильмов. В 1966 г. Высоцкий снялся в картине «Вертикаль» и написал для нее пять песен. Всего он сыграл в 30 художественных фильмах.

   Владимир Высоцкий (радист Володя) в фильме «Вертикаль»

   В 1968-м году вышла первая грампластинка с авторскими песнями Высоцкого. Это был сборник его песен к кинофильму «Вертикаль», включая впервые прозвучавшую в этой картине, а позже ставшую одной из визитных карточек музыканта «Песню о друге». В 1975-м году впервые, и, как потом оказалось, в последний раз, в официальном советском сборнике было опубликовано стихотворение Высоцкого. Посчастливилось стиху «Из дорожного движения». В этом же году музыкант записал новую пластинку «В.Высоцкий. Автопортрет».

   Это был крупный сборник, с авторскими отступлениями перед каждой песней и аккомпанементом на трех гитарах. Но запись вышла лишь частично и только после смерти автора. В 1978-м году Владимир Высоцкий получил высшую категорию вокалиста-солиста эстрады. Это показало, что Министерство культуры признает творчество Высоцкого и готово признать его профессиональным исполнителем.

   В 1979 году музыкант много гастролировал, он выступил в Нью-Йорке и Торонто. Песни Высоцкого настолько впечатлили слушателей, что в законопослушной Америке в том же году без разрешения самого певца вышла пиратская запись концерта с перепутанным порядком композиций.

   В этом же году Владимир Высоцкий поучаствовал в создании известного самиздатного альманаха «Метрополь». Это было неподцензурное издание, сборник текстов тех авторов, которые не могли печататься официально. Всего вышло 12 экземпляров, но один из них кто-то смог нелегально вывезти в США, где альманах был опубликован официально.

   Официально не признанные, минуя радио, телевидение, печать, благодаря магнитофонным лентам песни Высоцкого становились известны всем.

   Последние годы жизни Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, выхода пластинок; тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. От перенапряжения болел, в 1979 г. перенес клиническую смерть.

   Умер 25 июля 1980 г. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Только после смерти был издан первый сборник его стихов «Нерв» (1981 г.).

     В 1987 г. за роль капитана МУРа Глеба Жеглова в пятисерийной телевизионной ленте режиссера С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР.

Глеб Жеглов в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Список литературы:

1. Андреев, Юрий Андреевич. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни / Ю. А. Андреев. – Москва: Молодая гвардия, 1991. – 270 с.: ил.

2. Баню, Жорж. Наш театр – «Вишневый сад»: Тетрадь зрителя / Пер. Т. Проскурниковой. – Москва: Московский Художественный театр, 2000. – 159 с.: фот.

3. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер: Стихи. Воспоминания / сост. Ю. А. Андреев. – Москва: Прогресс, 1989. – 357 с.: фот.

4. Вспоминая Владимира Высоцкого: сборник / Сост. А.Н. Сафонов. – Москва: Советская Россия, 1989. – 380 с.: фот.

5. Высоцкий, Владимир Семенович. Сочинения в 2 т. / В. С. Высоцкий. – Москва : Художественная литература, 1991. – 543 с.: ил.

6. Высоцкий: Все не так: музыкальный альманах-антология / ред., сост. А. Базилевский. – Москва: Вахазар, 1991. – 72 с.: фот.

7. Высоцкий, Владимир Семенович. Четыре четверти пути / В. С. Высоцкий. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.: фот.

8. Георгиев, Любен. Владимир Высоцкий – знакомый и незнакомый / Л. Георгиев. – Москва: Искусство, 1989. – 266 с.: фот.

9. Георгиев, Любен. Владимир Высоцкий: Встречи, интервью, воспоминания / Л. Георгиев. – Москва: Искусство, 1991. – 266 с.: фот.

10. Демидова, Алла Сергеевна. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю / А. С. Демидова. – Москва: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. – 176 с.: фот.

11. Истомин, Сергей. Самые знаменитые барды России: сборник биографической информации / С. Истомин, Д. Денисенко. – М.: Вече, 2002. – 416 с.

12. Ольбрыхский, Даниэль. Поминая Владимира Высоцкого / Д. Ольбрыхский. – М.: Вахазар, 1992. – 91 с.: ил.

13. Поет Владимир Высоцкий [Ноты, рукопись]: песни для голоса в сопровождении гитары / Сост. В. Рыжиков. – М.: Музыка, 1987. – 63 с.: муз. пр.

14. Рубанова, Ирина Ивановна. Владимир Высоцкий / И. Рубанова . – Москва: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983. – 55 с.: фот.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика