«Музыкальный романтик»

      Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Музыкальный романтик», посвященная 205-летию со дня рождения немецкого композитора Роберта Шумана.

      Немецкий композитор Роберт Шуман хотел, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще». Само это желание резко отличает Роберта Шумана от многих композиторов его поколения, которые грешили бессодержательным сочинительством. Шуман боролся за прогресс в музыке всеми силами.

      Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в семействе весьма немузыкальном. Отец его был известный книгопродавец Фридрих Август Шуман в Цвиккау, а он сам был младший из пяти детей. С семи лет он начал брать уроки фортепиано у органиста И. Куншта, импровизировал, сочинял пьесы. Первой смелой попыткой Шумана было то, что он на двенадцатом году своей жизни сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом. Этот опыт был смелым потому, что в то время он не имел ни малейшего понятия о теории композиции.

      В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предиздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

Дом Шумана в Цвиккау.

      В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х — 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

      Большая часть фортепианных произведений Шумана — это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов — «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы.

Роберт и Клара, 1847г.

 

Музыкальная комната композитора в
музее Шумана в Цвиккау

 

      Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана — музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835—1838, 1836), Фантазия (1836—1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841—1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» и др.

  

      В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844—1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

      В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845—1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841—1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера. 

      Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, — пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба символизировали полярные черты характера самого композитора.

      Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».

      Роберт Шуман скончался  29 июля 1856 года, в Энденихе, в предместье Бонна.

Памятник Р. Шуману в Цвиккау

 

Могила Роберта и Клары Шуман.

 

Список литературы:

 

Житомирский, Д. Роберт и Клара Шуман в России [Текст] / Д. Житомирский. - М.: Музгиз, 1962. - 214 с.: ил.

Духовная культура нашей страны давно сроднилась с музыкой Шумана. Русская шуманиана, тесно связанная с ростом нашей собственной музыкальной культуры. В этой книжке автор попытался собрать сведения о возникновении русской шуманианы и ее развитии в XIX столетии. Ему хотелось также рассказать о дружбе русских слушателей и музыкантов с выдающейся пианисткой XIX столетия Кларой Шуман, чья жизнь и артистическая судьба неотделимы от личности ее гениального мужа.

 

 

 

 

Шуман, Роберт. О музыке и музыкантах [Текст]: Собрание статей в двух томах. Т. 2. / Роберт Шуман; сост., текстов. ред. Д. В. Житомирский. - М.: Музыка, 1978.

Настоящее "Собрание" - первое полное издание литературных работ Шумана на русском языке. В него включены материалы, опубликованные во всех известных изданиях шумановских статей. Кроме того, введены некоторые статьи, прежде не публиковавшиеся в аналогичных немецких изданиях шумановских работ о музыке и музыкантах, и в ряде случаев восстановлены авторские купюры. Первый том статей Шумана отражает критико-публицистическую деятельность великого композитора за 1831-1836 годы.

Великий мастер фортепианных циклов, Роберт Шуман создал в этом жанре целый ряд произведений, являющихся украшением репертуара пианистов. Достаточно назвать `Карнавал`, `Бабочки`, `Новеллетты`, `Фантастические пьесы`... Сочиненный в 1848 году, `Альбом для юношества` занимает особое место в творчестве композитора. Эти пьесы, первую из которых он написал ко дню рождения своего старшего ребенка, Роберт Шуман называл особенно близкими своему сердцу. В `Альбоме для юношества` богатое образное мышление композитора лишено того философского налета, который мы встречаем в его `взрослых` циклах. Эта жемчужина детской музыкальной литературы давно и прочно вошла в репертуар детских музыкальных школ всего мира. 

 

Шуман, Р. Избранные статьи о музыке [Текст] / р. Шуман. - М.: Музгиз, 1986. - 400 с.: фот., муз. пр.

Драгоценной частью творческого наследия Роберта Шумана являются его музыкально-критические статьи. Композитор передового романтического направления, идейный союзник Шопена, Берлиоза, Листа, Шуман и в своих литературных выступлениях отстаивал идеалы прогрессивного искусства, смело боролся против рутины и обывательщины в искусстве.

 

 

 

 

 

Амброс, А. В. Роберт Шуман Жизнь и творчество [Текст] / А. В. Амброс. - М.: Музыка, 1988. - 62 с.

В книге рассказывается о жизни и творчестве великого немецкого композитора Р. Шумана. Автор книги - известный австрийский музыковед и композитор - был лично знаком с Шуманом. В переводе А.Н. Серова эта работа была напечатана в журнале "Искусства" в 1860 году. В настоящем виде издается впервые. Для музыкантов и широкого круга любителей музыки.

 

 

 

 

Бачинская, Н. Роберт Шуман [Текст] / Н. Бачинская. - М.: Музгиз, 1952. - 187 с.: фот. - (Школьная библиотека).

Биографическая книга советского музыковеда Нины Михайловны Бачинской рассказывает о жизни и творчестве одного из самых значительных композиторов первой половины XIX века, великолепного дирижера и тонкого музыкального критика Роберта Шумана (1810—1856).

 

 

 

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика