С 31 декабря 2014 по 12 января 2015 года в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова отделом литературы по искусству организована выставка «Музыкальность линий и цветов», посвященная 145-летию французского художника Анри Матисса.
«Мои рисунки и мои картины - это часть меня самого.
Их совокупность – это Анри Матисс»…
Матисс Анри (Matisse, Henri) (1869–1954) - выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле - Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений мусульманского искусства, показанных на выставке 1903 в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи.
«Дама на террасе»
Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.
«Натюрморт»
«Натюрморт»
«Красная комната»
«Красные рыбки»
«Площадь в Сен – Тропе» 1904
Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.
Музей Матисса в Ницце
Могила Матисса в Ницце.
Список литературы:
Эсколье, Р. Матисс [Текст] / Р. Эсколье; пер. с фран. Н. В. Шилинис. - Л.: Искусство, 1979. - 256 с.: цв.ил. - (Жизнь в искусстве).
Книга принадлежит перу известного французского искусствоведа и литератора, который в течение многих лет близко знал художника. В свободной форме, с привлечением множества источников излагается биография Матисса и прослеживается его творческий путь - от самых первых шагов в искусстве до завершающих творений. Книга насыщена высказываниями самого Матисса, что придает ей особую ценность. В этих высказываниях раскрывается очень многое в работе Матисса, определяется его отношение к различным проблемам искусства и жизни, к творчеству его предшественников и современников.
От Делакруа до Матисса [Каталог] : выставка французской живописи из музея Метрополитена Нью-Йорке и Худож. института Чикаго США. / авт. Р. Бретелл. - Л.: Аврора, 1988. - 102 с.: цв.ил.
Настоящее издание представляет собой богато иллюстрированный каталог Выставки шедевров французской живописи XIX - начала XX века. В каталоге представлены репродукции картин с прилагающимися описаниями и комментариями.
Костоневич, А. Матисс в России [Текст] / А. Костоневич, Н. Семенова. - М.: Авангард, 1993. - 190 с.: цв.ил.
Вашему вниманию предлагается книга "Матисс в России". В книге говорится, о визите Анри Матисса в Россию, Матисс в русских коллекциях, об истории встречи, о переписке Зубова, М. В.
Графика Матисса [Текст] / М. В. Зубова. - М.: Искусство, 1977. - 191 с.: ил.
Графическое наследие Матисса - выдающееся явление в художественной жизни западноевропейского искусства XX века. Поиски равновесия и гармонии, мысль о единстве человека с природой, чистота и поэтичность образов, стремление к красоте определяют место Матисса-графика в современном искусстве. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. В графике художником созданы монументальные произведения - настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи).
Энциклопедия мировой живописи / Е.В. Иванова. [Текст]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 496 с.: цв.ил., портр.
Энциклопедия знакомит читателей с именами художников, вписавших наиболее яркие страницы в историю мировой живописи. В статьях содержатся не только основные факты из биографии художника, повлиявшие на становление и развитие его творчества, но и развернутая характеристика особенностей его искусства. Значительное место в энциклопедии занимает иллюстративный материал, дающий наглядное представление о живописном языке художника. В качестве иллюстраций предложены как широко известные, так и редко публикуемые работы.
Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. [Текст] / сост. Т. Г. Петровец. - М.: Олма - Пресс, 2001. - 320 с. : цв.ил., портр.
Энциклопедия включает сведения о наиболее ярких представителях импрессионизма и постимпрессионизма, а также краткий терминологический словарь, позволяющий получить более полное представление о вкладе этих художников в историю мировой живописи. Биографические и словарные статьи снабжены богатым иллюстративным материалом.
Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.
Отдел литературы по искусству