Музыкально-поэтический вечер «Свердеро»

В Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова этно-арт-студия «ЖибгоборЖ» совместно с отделом краеведческой и национальной литературы 6 декабря представила свой первый музыкально-поэтический вечер под названием «Свердеро». 

Идейным вдохновителем ЭАС «ЖибгоборЖ» и автором данного первого арт-проекта является Умахан (Лукман) Умаев. Им и были в этот вечер представлены песенные композиции на стихи, посвящённые, как он сам выразился, «колыбельным, для каждого нормального человека, вещам». В тексты своих песен, помимо того что они написаны на родном языке – что уже редкость в нынешнее время, – автор намеренно старается вписать те слова, которые являлись и являются исконными (не заимствованными) в данном языке, и таким же образом описывать те явления, которые были близки каждому представителю данного языка и знакомы ещё в недалёком прошлом...

«Я не являюсь ни поэтом, ни музыкантом, ни исполнителем в профессиональном смысле слова, – говорит Умахан (Лукман) Умаев, – но это не мешает мне: 1 – созерцать, 2 – вдохновляться (воспарять духом, мыслью) окружающим мою персону, мою «Я», миром, и 3 – выплёскивать его вот в таком проецированном виде именно через стихотворчество, музыкосочинение, играние на музыкальном инструменте – шестиструнной гитаре в данном случае. Т.е., не являясь поэтом, музыкантом, композитором, одновременно являюсь им, получается. :) Как это может быть? Я как раз и представляю слушателю. В том числе суду профессиональных поэтов, композиторов, языковедов и пр.

Свой первый публичный студийный проект я, точнее мы – этно-арт-студия «ЖибгоборЖ», – назвали «Свердеро». Что значит, если простыми словами сказать, «цикл жизни», «виток жизни». Всё имеет свой кругооборот в течение определённого промежутка времени, за который оно пропадает и появляется вновь. Космос, природа, люди. Часто в преобразованном виде.

В знаково-символьном виде тот знак, который мы в заглавии видим на нашей афише-плакате, встречается у многих народов, и для каждого из них он соответствовал/отвечал разным культовым значениям, но смысл его оставался для всех них одинаковым: всё вращается, умирая и возрождаясь, отдаляясь и возвращаясь.

Дагестанские народы претворяют в жизнь его действие в том, первоначальном его культовом виде. И делают это практично и без сбоев… Это те процессы или совокупности явлений, составляющие кругооборот человеческой жизни: рождение на свет – взросление – построение дома – устраивание собственного быта – женитьба – налаживание семейного очага – рождение детей – уход из жизни (передав эстафету движения Колеса Жизни детям и этим способствуя его неостановке). Сам человек представляет собой отдельный виток в «свердеро».

В нашем случае эту роль – роль «витка» в «свердеро» – исполняет, вернее пытается доказать свою состоятельность в готовности к этому Великому предназначению Свыше, небезызвестный многим с самого далёкого детства трагикомичный персонаж по имени Дингир-Дангарчо.

Почему мы решили центровой вечера в этот раз сделать именно данную тему? Разве нельзя было выделить тему «Х1арпа» (Буква) с не менее важной для людей просвещенческой тематикой, связанной с «Раг1и» (Словом), Началом всех Начал, чем тупо «биологически» жизненная тема женитьбы и смерти? Или «Г1арцул Хъомор» (Серебряный Волк), где говорится об «Отце всех вещей» – Войне («Рагъ»)? Ответ: это зависело от нашего на тот момент настроения, расположения духа, продиктованного теми факторами, которые в те дни – когда задумывался сегодняшний вечер – влияли на нас. Меня в частности и, конечно же, мою команду из Студии.

Это – радость, связанная с тем, что мой прекрасный друг наконец-то достроил свой долгожданный дом, в котором они со своей большой и дружной семьёй будут долго и счастливо проживать. Это – рождение детей у близких нам людей. Это, конечно же, пригласительные на свадьбы и наше обязательное участие в них – в этих свадьбах... Это «центровые» праздники в жизни любого человека, когда женили и выдавали замуж своих сыновей и дочерей наши родные и знакомые. И, как ни прискорбно, наряду с этим – вынужденное наше участие в проводе в последний путь умерших – кто-то из них трагически, кто-то по естественным причинам – из числа тех же близких и знакомых. Это всё, действительно, происходило одновременно. И, казалось, что не только я, мы, но и все люди вокруг заняты в эти дни аналогичными делами… Мы посчитали, что актуально было бы в этот момент центровой темой для слушателя, отправляющегося и возвращающегося так же, как и мы, на эти мероприятия и обратно, сделать тему, близкую к ощущениям от участия в них: тему «Свердеро».

В следующий раз для проведения подобного вечера будем ждать других ощущений и связанных с ними настроений… :)

Хотя и в этот раз мы говорили о смыслах других песен и стихов, исполненных на вечере.

Стоит сказать, что идёт подготовка к изданию книжки моих стихов и прозы. Туда войдут все стихи, ставшие текстами к песням, исполненным на Вечере Искусства в Национальной библиотеке, и рассказы, написанные в разные годы под авторством Андуника Хоккоча. Это мой псевдоним. Кстати, под этим творческим псевдонимом я и пою свои песни. Творчество должно быть отделено от реальной жизни. Точнее – параллельно... :)».

Краткая биография Умахана (Лукмана) Умаева

Окончил СОШ в пос. Бавтугай. Жил в Ленинграде, а затем в С.-Петербурге с 15-летнего возраста. Там окончил СПТУ, там же служил в армии. Выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета, факультета философии и политологии. Любит активный отдых. Бизнесмен. Слушает этнику (фольклор). Президент благотворительного фонда. Занимается общественной деятельностью. В Дагестане живет с 2009 года. Пытается возродить традиционные составляющие своего народа… 

 

Отдел краеведческой и национальной литературы

Яндекс.Метрика