«Муза неофициального портрета»

      С 15 по 25 декабря отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Муза неофициального портрета», посвященная 130-летию русской художницы Зинаиды Серебряковой.

      Жизнеутверждающая мощь и красота созданных ею образов восходят к лучшим традициям русского и западноевропейского реалистического искусства. А любовь к Родине определила духовную сущность жизненного и творческого пути этой замечательной художницы.

       Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики. Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату. В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

       В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». 

 

 

      Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы. 

«Осенний парк»

 

«Фруктовый сад в цвету»

 

«Жатва»

 

«Спящая крестьянка»

       Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе.

«Беление холста»

 

      В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

      В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты. В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. Осенью 1924 Серебрякова выезжает в Париж. Однако вернуться ей не удалось, и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось к ней послать). Все те небольшие деньги, которые ей удаётся заработать, она отправляет обратно в Россию. Проживает она в это время по Нансеновскому паспорту и лишь в 1947 получает французское гражданство.

      Зинаида много путешествует. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Природа Африки поражает её, она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах.

 

      Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Бретань. Городок Пон-л Аббе. Порт

 

Ментона. Вид с гавани на город

      В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве. В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве. В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась. 

 

З. Серебрякова Избранные произведения [Текст] / авт., сост. Т. А. Савицкая. - М.: Сов. художник, 1988. - 131 с.: портр., цв.ил.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) вошла в историю искусства XX века как выдающийся мастер портретов, пейзажей и картин на крестьянскую тему. Хотя большая часть жизни художницы прошла за рубежом, лучшие ее произведения были созданы на родине. Рассматривая творчество Серебряковой в связи с традициями русской и мировой культуры, автор подчеркивает его национальную самобытность и гуманизм.

 

 

 

 

 

 

Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице [Текст] / авт., сост. В. П. Князева, авт. примеч. Ю. Н. Подкопаева. - М.: Изобр. искусство, 1987. - 301 с.: цв.ил.

Книга почти полностью состоит из неопубликованных материалов, за исключением статей о З. Е. Серебряковой, а также воспоминаний А. Н. Бенуа, Т. Б. Серебряковой, А. П. Остроумовой-Лебедевой, некоторых писем и дневниковых записей К. А. Сомова. Из встречных писем к Серебряковой взяты только несколько самых значительных по содержанию. Издание содержит репродукции работ Зинаиды Серебряковой, а также фотографии.

 

 

 

 

 

 

Русские художники от А до Я [Текст] / ред., сост. Н. Ю. Борисовская. – М.: СЛОВО, 1996. - 216 с.: цв.ил.

В альбоме публикуются 212 цветных репродукций картин русских художников XVIII-XX веков. Каждый живописец представлен одной иллюстрацией, сопровождающейся кратким пояснительным текстом.

Книга, которую Вы держите в руках, - не совсем обычна. Истории русской живописи посвящено множество альбомов, но на этот раз знакомые и незнакомые картины предстают в неожиданном соседстве: академическая композиция и произведение авангарда, пейзаж и натюрморт, бытовой жанр и обнаженная натура... Более двухсот полотен, созданных на протяжении трех столетий, собраны здесь под одной обложкой.

 

 

 

 

 

 

Островский, Г. Рассказ о русской живописи [Текст] / Г. Островский. - М.: Изобраз. искусство, 1987. - 360 с.: цв.ил.

Книга, написанная в форме живого рассказа, освещает основные этапы развития русской живописи, содержит сведения о крупнейших художниках - Феофане Греке, Андрее Рублеве, Рокотове, Брюллове, Репине, Коровине и других, об истории создания отдельных произведений, фрагменты воспоминаний, писем. В книге 119 иллюстраций, большая часть из которых - цветные.

 

 

 

 

 

 

Зингер, Л. С. Советская портретная живопись 1917-начала 1930-х годов [Текст] / Л. С. Зингер. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - 296 с.: ил.

Книга охватывает 20-е - начало 30-х годов, период, к концу которого утверждается метод социалистического реализма в искусстве, возникают советские традиции, появляется советская классика. Автор стремится раскрыть перед читателем своеобразие творчества каждого крупного художника-портретиста, при этом главное внимание он уделяет важнейшим проблемам советской портретной живописи, связанным с общими задачами искусства. В книге воспроизведено 153 тоновых и цветных портретов.

 

 

 

 

 

Государственная Третьяковская галерея [Сборник]: история и коллекции / ред. И. И. Никонова. - М.: Искусство, 1986; М.: Искусство, 1987. - 444 с.: ил.

Государственная Третьяковская галерея - выдающийся памятник русской и советской художественной культуры, сокровищница отечественного искусства. Свыше пятидесяти тысяч произведений живописи, графики и скульптуры составляют ныне ее коллекции.

Издание включает в себя не только описание, но и иллюстрирование максимального числа произведений. Большое внимание уделено вопросам атрибуции, происхождения и бытования памятников, их реставрации. Значительная часть памятников опубликована впервые.

 

 

 

Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.

 

 Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика