«Механизмы интеграционного процесса Дагестана и общероссийская идентичность»

   8 июня 2017 года в малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова состоялась встреча участников интеллектуального клуба «Эпохе».

   Постоянный участник клуба Руслан Луговой – председатель комиссии по местному самоуправлению, законности и межмуниципальному сотрудничеству собрания депутатов внутригородского района «Советский район» города Махачкалы, журналист газеты «Дагестанская правда», преподаватель ДГТУ, кандидат психологических наук – раскрыл тему «Механизмы интеграционного процесса Дагестана и общероссийская идентичность».

   На заседании обсуждались следующие вопросы:

   1. Русский вопрос в регионе как фактор культурной и идеологической связи Дагестана и России.

   2. Религиозный аспект как одна из форм интеграции Дагестана в общероссийский контекст.

   3. Светская морально-нравственная концепция как интеграционная модель.

Доклад Руслана Лугового

   В 1856 году Александр Михайлович Горчаков сказал: «Россия сосредотачивается». И нам сегодня нужно задать себе вопрос: с чего собирается родина, по сути дела?

   Сегодня основной задачей является формирование духовно-светского пути развития общества.Вместе с тем перед государством всё острее стоит задача по выстраиванию общенациональной идеи. Это стало ясно ещё после крушения Советского Союза, но понимание необходимости проводить чёткую политику появилось относительно недавно. Так, на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в 2013 году президент России Владимир Путин в своём выступлении признал: «После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам».

   Образовавшийся идеологический вакуум спешно начали заполнять религиозным содержанием. Надо признать, что положительной составляющей традиционных религиозных конфессий России (православие и ислам) во многом являются этносберегающие факторы, что является крайне необходимым и защитным условием в нынешних мировых глобализационных процессах, где в ряде евроатлантических стран размываются национальное, религиозное и культурное самосознание.

   Однако внутри страны такой подход вызывает ряд вопросов, среди которых самый очевидный – это каким образом будет проходить общенациональная интеграция народов России.

   С особой остротой этот вопрос может встать в регионах со смешанным культурным и религиозным населением, являющимся окраинами страны. Одним из таких сложных в этноконфессиональном отношении районов является Северный Кавказ, в частности Дагестан.

   С конца 80-х годов по начало нулевых годов отъезд русского и славянского населения из Республики Дагестан проходил во многом из-за национального и религиозного факторов. Чтобы уравновесить тенденцию усиливающейся исламизации в регионе, решили пойти не по возрождению светской формы сосуществования, а по организации православного фактора как механизма, удерживающего русское и славянское население в регионе. Хотя во многом такой путь чреват обособлением, а не интеграционным компонентом, что никак не вяжется с генеральной концепцией о единой общероссийской нации.

   Почему была выбрана именно религиозная стратегия русской политики в Дагестане? Чтобы понять это, необходимо разобрать вопрос о составе русского населения на Кавказе. Дело в том, что в Республике Дагестан проживают как бы две формы русского общества.

   Первая – казачество, которое издавна проживает в северных районах Дагестана (Теречный, Кизлярский и Тарумовский районы). Эта общность русских действительно впитала во многом кавказскую самобытность и ценностную ориентировку, при этом сохранила свою религиозную и этническую идентичность. Но надо понимать, что их роль в Российском государстве всегда являлась охранительной русского мира от пограничных народов, в том числе кавказцев. Они проживали и сейчас проживают достаточно анклавно. Ещё молодое советское правительство поняло, что выполнить миссию по интеграции дагестанских народов в советское государство казакам не удастся именно из-за этой социальной особенности. Ведь предполагалась задача эпохальная – неприсоединить Дагестан военным путём, а мирно интегрировать дагестанское общество в общероссийское пространство.Не топот ермоловских полков присоединил Кавказ к России, а идея о том, что люди –братья. В 1920 году на Чрезвычайном съезде народов Дагестана Иосифом Сталиным была объявлена автономия Дагестана как признание равного политического и геостратегического партнёра, а не после захвата Шамиля или разгрома адыгов на Красной поляне, – это надо понимать. Такая же ситуация была и в Средней Азии, присоединившейся к России, не когда эмир Бухарский присягнул царю, а когда там возникли революционные отряды «краснопалочников», мусульман, которые сказали: «Вы, русские, подали идею справедливости, и мы это поддерживаем».

   С задачей интеграции Дагестана в Советское государство справилась вторая часть русского общества, которая появилась в Дагестане с приходом советской власти, особенно приток пришёлся на военные и послевоенные годы. Сюда приезжали инженеры, учителя, врачи, и именно они совместно с коренными народами Дагестана, а не религиозные деятели или казаки, дали толчок развитию нашей республики. Активность приезжающих сюда русских специалистов основывалась не на религиозности и не на узконациональных интересах, а на идее созидания и соучастия в строительстве великой истории и культуры нашей общей страны. Именно эта прослойка светской пассионарной интеллигенции приезжих русских явилась той соединительной тканью между Кавказом и Россией, которая смогла вырастить и городскую интеллигенцию и вывела на новый уровень элиту управленцев из коренного населения Дагестана.

   Вот так миграционный процесс в большей степени коснулся именно советской части славянского населения. Ведущие инженеры, перспективные учёные и грамотные управленцы покинули Дагестан ещё в начале 90-х. Об этом говорят цифры и документы.

   Оставшиеся русские, включая казачество, не имеют главного – пассионарности, которая была в начале ХХ века у молодого кадрового состава инженеров, учителей, врачей. Людей с городской культурой и гражданской (на тот момент советской) идентичностью. Сейчас в Дагестане численность русских по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 104,02 тыс. человек, или 3,6 процента.

   В связи с такой ситуацией был принят проект постановления Правительства Республики Дагестан «Об утверждении государственной программы о поддержке проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения на 2014–2017 годы», который предполагает решение жилищного вопроса; строительство объектов социального назначения в местах компактного проживания русского населения, обеспечивающих этнокультурное развитие русского населения.

   В этот проект была включена и программа «Государственная поддержка казачьих обществ в Республике Дагестан на 2014–2016 годы». Но если посмотреть приложение к проекту, то становится ясно, что вся программа рассчитана только на русских, проживающих в Кизляре и других северных районах, а конкретнее на казаков.

   В этой связи строительство церквей является действительно логичной реализацией этой программы, что, конечно же, тоже является важнейшим моментом в формировании нравственного климата среди населения республики.

   Так, известно, что по улице Булача, позади комплекса «Пирамида» намечается строительство церкви. Затея сама по себе добрая, но вызывает ряд вопросов, среди которых, например, такой: проводилось ли социологическое исследование на предмет количества проживания людей, исповедующих христианскую веру, в данном районе? Намного удобнее расположение церкви было бы около старого русского кладбища в Махачкале. Этот частный случай выражает определённую направленность русской политики в Дагестане, а именно по типу ценностей, присущему казачьему образу и ценностям, а не русскому как таковому со светской и общероссийской системой ценностей, как уже было отмечено.

   Как в таком случае будет реализовываться намеченная политика формирования общероссийской идентичности, заявленная президентом страны в 2013 году? Ведь для этого необходимо развитие общего начала, ценностей и ориентиров, которые будут признаны и русскими, и кавказцами. Какое же может быть в этой связи решение в практическом поле?

   Развитие светских институтов и поддержание их государством могли бы справиться с этой задачей гораздо эффективнее. Опыт советского прошлого об этом неоднократно говорит. Целесообразнее было бы открыть, например, Центр славянской культуры, где можно было бы проводить культурно-просветительские или дискуссионные мероприятия, которые бы лучше представляли славянские народы и их роль в развитии Дагестана. Тем более что открытый по инициативе главы республики Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова Республиканский центр русского языка и культуры вовсе не имеет своего здания. Ведь такой Центр может стать не только узконациональным или религиозным сооружением, куда не зайдут этнические дагестанцы, а формирующим идею российского общенационального самосознания объектом, где транслировалась бы философия русского мира через духовно-светский образ жизни.

   Сегодня небольшое количество таких светских площадок в основном не финансируются, а проводятся на общественных началах. Использование только религиозного механизма интеграции ничем хорошим не закончится.

   В прошлом году на выборах в Народное Собрание Республики Дагестан самым запоминающимся стало участие в избирательной кампании новой партии «Народ против коррупции», которая была поддержана ДУМД. Но тогда было на самом высоком уровне решено, что в выборном процессе религиозные структуры не будут участвовать, так как государство выражает светскую форму правления. И вот сейчас в связи с проведением русской политики в религиозном формате на Кавказе есть опасность дать прецедент активизации религиозной политической формы. В конечном счёте, это со временем приведёт к явной сепарации общества на исламскую общность и православный форпост славянского пограничного анклава, который будет не способен проводить интеграционную политику и формировать общероссийскую нацию, а приведёт лишь к обособлению региона от центра в духовно-культурном плане.

   Всех заинтересовавшихся философско-интеллектуальным клубом «Эпохе» приглашаем в Национальную библиотеку РД им. Р. Гамзатова на заседания клуба, которые проходят по четвергам.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ,

Руслан Луговой, председатель комиссии по местному самоуправлению, законности и

межмуниципальному сотрудничеству собрания депутатов внутригородского района «Советский район» города Махачкалы

Яндекс.Метрика