«Мастера русского балета»

   Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова предоставил читателям центра занимательную и содержательную выставку, посвящённую мастерам русского балета.

   Если есть искусство, способное покорить без исключения сердце каждого, проникнуть в душу, наполнить её радостью, сопереживанием, заставить ликовать или плакать, захватив при этом весь зрительный зал, то это искусство – балет.

   Классический русский балет – это не только известные балерины, танцовщики, но и композиторы, писавшие специально для русского балета. По сей день по всему миру российские балерины считаются лучшими, самыми стройными, выносливыми, работоспособными.

Анна Павловна Павлова (1881–1931)

   Одна из величайших балерин ХХ века. Сразу после окончания Петербургского театрального училища дебютировала на сцене Мариинского театра, где её талант быстро получил признание. Она стала солисткой, а в 1906 году была переведена в высший разряд – разряд прима-балерины.

   В том же году Павлова связала свою жизнь с бароном В.Э. Дандре. Она участвовала в спектаклях дягилевского «Русского балета» в Париже и Лондоне.

   Последнее выступление Павловой в России состоялось в 1913 году, затем она обосновалась в Англии и гастролировала с собственной труппой по всему миру.

   Выдающая актриса, Павлова была лирической балериной, её отличали музыкальность и психологическая содержательность. Её образ обычно связывается с образом умирающего лебедя в балетном номере, который был создан специально для Павловой Михаилом Фокиным, одним из первых её партнёров.

   Слава Павловой легендарна. Её подвижническое служение танцу пробудило во всём мире интерес к хореографии и дало толчок к возрождению зарубежного балетного театра.

Галина Сергеевна Уланова (1910–1998)

   Знаменитая русская балерина. Её творчеству была свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств. Она придавала одухотворённость даже простому, обыденному движению.

   Ещё в самом начале творческого пути Улановой критики писали о полной слитности в её исполнении танцевальной техники, драматической игры и пластики. Галина Сергеевна исполняла главные партии в балетах традиционного репертуара.

   Её высшими достижениями стали партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» и Джульетты в «Ромео и Джульетте».

 

Майя Михайловна Плисецкая (1925–2015)

   Выдающаяся танцовщица второй половины ХХ века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием.

   Ещё до выпуска из училища Плисецкая танцевала сольные партии в Большом театре. Очень быстро став известной, она создала неповторимый стиль – графический, отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы, каждого отдельного движения и хореографического рисунка в целом.

   Балерина обладает редким талантом трагедийной балетной актрисы, феноменальным прыжком, выразительной пластикой и острым ощущением ритма. Её исполнительской манере присущи техническая виртуозность, выразительность рук и сильный актёрский темперамент.

   Плисецкая – первая исполнительница множества партий в балетах Большого театра. С 1942 года танцевала миниатюру M. Фокина «Умирающий лебедь», ставшую символом её неповторимого искусства. Целая эпоха в нашем искусстве, выдающаяся личность, блистательная балерина, талантливая актриса и интересная женщина – это всё о Майе Плисецкой.

   Она всегда современна. Именно Майя Михайловна олицетворяет собой для многих русский балет. И трудно найти в мире человека, который не знал бы этого имени.

Рудольф Хаметович Нуреев (1938–1993)

   Известный танцовщик. Окончив Ленинградское хореографическое училище, стал ведущим солистом балетной труппы Театра оперы и балета им. С.М. Кирова.

   В 1961 году, находясь с театром на гастролях в Париже, Нуреев попросил предоставить ему политическое убежище. В 1962 году он выступил в спектакле «Жизель» лондонского «Королевского балета» в дуэте с Марго Фонтейн. Нуреев и Фонтейн – самая известная балетная пара 1960-х годов.

   В конце 1970-х Нуреев обратился к современному танцу и снимался в фильмах. С 1983-го по 1989 год он был руководителем балетной труппы Парижской оперы.

Вацлав Фомич Нижинский (1889–1950)

   Выдающийся русский танцовщик и хореограф. В 18-летнем возрасте исполнял главные роли в Мариинском театре.

   В 1908 году Нижинский познакомился с С.П. Дягилевым, который пригласил его как ведущего танцовщика участвовать в «Русском балетном сезоне» 1909 г. Парижская публика с энтузиазмом приветствовала блестящего танцора с его экзотической внешностью и поразительной техникой. Затем Нижинский вернулся в Мариинский театр, но вскоре был уволен (вышел в слишком откровенном костюме в спектакле «Жизель», который посетила вдовствующая императрица) и стал постоянным членом дягилевской труппы. Вскоре он попробовал свои силы как хореограф и сменил на этом посту Фокина.

   Нижинский был кумиром всей Европы. В его танце сочетались сила и лёгкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками. Многим казалось, что танцор замирает в воздухе. У него был замечательный дар перевоплощения и незаурядные мимические способности. На сцене от Нижинского исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив. Полному раскрытию его таланта помешала психическая болезнь (начиная с 1917 года он находился под наблюдением врачей).

Михаил Николаевич Барышников (род.в 1948 г.)

   Советский и американский артист балета, танцовщик русской школы.

   Виртуозная классическая техника и чистота стиля сделали Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в XX веке.

   После окончания Ленинградского хореографического училища Барышников был принят в балетную труппу Театра оперы и балета имени С.М. Кирова и вскоре исполнял ведущие классические партии.

   В июне 1974 года во время гастролей с труппой Большого театра в Торонто Барышников отказался вернуться в СССР. В 1978 году он вступил в труппу Дж. Баланчина «Нью-Йорк сити балле», а в 1980 году стал художественным руководителем «Американ балле тиэтр» и оставался на этом посту до 1989 года.

   В 1990 году Барышников и хореограф Марк Моррис основали коллектив «Уайт оукданс проджект», который со временем превратился в большую передвижную труппу с современным репертуаром.

   Среди наград Барышникова – золотые медали международных балетных конкурсов.

Владимир Викторович Васильев (род.в 1940 г.)

   Советский и российский артист балета, танцовщик и балетмейстер.

   После окончания Московского хореографического училища работал в труппе Большого театра. Обладая редким даром пластического перевоплощения, имел необыкновенно широкий диапазон творчества. Его исполнительская манера благородна и мужественна.

   Обладатель множества международных наград и призов. Неоднократно был назван лучшим танцовщиком эпохи. С его именем связаны высшие достижения в области мужского танца. Постоянный партнёр Екатерины Максимовой.

 

 

Екатерина Сергеевна Максимова (1939–2009)

   Советская и российская балерина.

   Поступила в труппу Большого театра в 1958 году, где с ней репетировала Галина Уланова, и вскоре стала исполнять ведущие роли. Обладала большим сценическим обаянием, филигранной отточенностью и чистотой танца, грацией, изяществом пластики. Ей одинаково были доступны комедийные краски, тонкий лиризм и драматичность.

   Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.

 

 

 

Список литературы:

  1. Бахрушин Ю.А.История русского балета / А.Ю. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1977. –287с.
  2. Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. Ванслов.– М.: Москва,1968. –222с.
  3. Ермолаев А. Сборник статей / А. Ермолаев. – М.: Искусство, 1974.–227с.
  4. Зозулина Н.Н. Алла Осипенко / Н.Н. Зозулина. – Л.: Искусство, 1987.–220с.
  5. Кари П.М. Младшая муза / П.М. Кари.–М., 1997.–236с.
  6. Костровицкая В. Школа классического танца / В. Костровицкая. –Л.: Искусство, 1976.–270с.
  7. Красовская В.М. Анна Павлова / В.М. Красовская. – Л.:М.: Искусство, 1964.–220с.
  8. Красовская В. Павлова. Нижинский. Ваганова: Три балетные повести / В. Красовская.– М.: Аграф, 1999.–576с.
  9. Ленинградский балет сегодня. Выпуск 1.–Л.: М.: Искусство, 1968.–284с.
  10. Ленинградский балет сегодня. Выпуск 2. – Л.: М.: Искусство, 1968.–286с.
  11. Лиепа. М. Вчера и сегодня в балете. – М.: Молодая гвардия, 1982.–188с.
  12. Львов-Анохин Б.А. Галина Уланова / Б.А. Львов-Анохин. – М.: Искусство, 1984.–350с.: ил.
  13. Львов-Анохин. Мастера Большого балета.– М.: Искусство, 1976.–239с.
  14. Майя Плисецкая.– М.: Прогресс, 1976.–152с.
  15. Нуреев В. Автобиография / В. Нуреев.– М.: Аграф, 1998.–240с.
  16. Стюорт О. Рудольф Нуриев. Вечное движение / О. Стюорт.– Смоленск: Русич, 1998.–432с. (Человек-легенда).
  17. Фридеричиа А. Август Бурнонвиль / А. Фридеричиа.– М.: Радуга, 1983.–271с.
  18. Шовире И. Я – балерина / Иветт Шовире. – М.: Искусство, 1977. – 78с.

Сектор краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы

Яндекс.Метрика