С 4 по 14 февраля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развернута выставка «Мастера натюрморта».
Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет
любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.
Паскаль.
«Натюрморт» - слово французское, в буквальном переводе означает «мертвая натура». Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих той или иной эпохе, и индивидуальности отдельных живописцев. Мощного расцвета он достиг во Фландрии и вошел в историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю изобразительного искусства Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта. Другая мощная школа натюрморта известна под названием «голландский натюрморт».
Франс Снейдерс. «Фрукты, чашка и птицы».
Самым перспективным и прогрессивным видом голландского натюрморта был жанр «завтраков» возникший в Харлеме. В жанре натюрморта (авторами этих произведений были харлемские живописцы Виллем Клас Хеда и Питер Клас) - создали особый тип демократического голландского варианта «завтраков». «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.
Питер Клас. «Завтрак с ветчиной», 1647г.
Рядом с натюрмортом Голландии и Фландрии немецкий натюрморт XVII века занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления: натуралистическое и декоративное. Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».
М. да Караваджо. «Юноша с лютней».
Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей, что особо ярко проявилось в творчестве испанского мастера Ф. Сурбарана.
Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1638г.
С конца XVII века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Вершиной французского и западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Жана Батиста Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции.
Ж. Б. С. Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766г.
В XVII веке судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей. Так, например, французский реалист Густав Курбе, сформулировал новую концепцию, определив непосредственное отношение натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.
Импрессионисты создали свою композицию натюрморта, перенеся на этот жанр принцип пленэра, разработанный ими в области пейзажа. Признав в натюрморте лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого носителя световоздушных рефлексов.
Новый подъем натюрмортов был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем, что характерно для творчества П. Сезанна и Ван Гога.
П. Сезанн. «Натюрморт с драпировкой», ок. 1899г.
С начала XX века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма А. Матисс и др. идут по пути обостренного выявления эмоциональных, декоративных и экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и др., используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений.
В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками». В первой половине XIX века, его подъем ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, Г. Венецианов, И.Т. Хруцкий.
Т. Хруцкий. «Плоды и цветы»
Во второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В. Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического направления.
Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Мусатова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи.
К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; точно обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников «Мира искусств» А. Я. Головина и других; остро декоративные П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга «Голубые розы»; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров «Бубнового валета» П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова.
А. В. Лентулов. «Овощи», 1933г.
В 1920-1930-х годах натюрморт включает и философское осмысление современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный прием построения пространства расширял изобразительные средства художника, помогая передавать формы и объем предметов и способствуя более точному показу их взаимосвязи на плоскости.
Большое место натюрморт занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в его натюрмортах наделен большой эмоциональной выразительностью. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за полтора десятилетия он проходит сложный путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства нашего века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории русской живописи.
М. Сарьян. «Ереванские цветы»
Список литературы:
Натюрморт в европейской живописи XVI-начала XX века [Текст]: выставка картин из музеев СССР и ГДР / ред. Т. В. Кантор. - М.: Советский художник, 1984. - 220 с.: ил.
Начиная с XVII века и до наших дней натюрморт занимает почетное место среди жанров живописи.
Великолепные произведения малых голландцев, картины испанских, немецких и русских художников, полотна французских импрессионистов знакомят со спецификой художественного языка, самобытностью национальных традиций, многообразием стилей и направлений натюрморта.
Мастера натюрморта [Текст] / Авт.-сост. Г.В. Дятлева. - М.: Вече, 2002. - 260 с.: ил.
Книга рассказывает об истории возникновения и развития одного из самых распространенных жанров изобразительного искусства – натюрморта. Читатель познакомится с творчеством европейских и русских художников, работавших в этом жанре в XVI–XX веках. Каждую статью о мастерах натюрморта сопровождают цветные иллюстрации. Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся искусством.
Фехнер, Е. Ю. Голландский натюрморт XVII века [Альбом] / Е. Ю. Фехнер. - М.: Изобразительное искусство, 1990. - 174 с.: ил.
Настоящая книга - результат многолетней работы автора, посвященной проблемам голландской живописи XVII столетия. Исследование основных этапов каждого вида голландского натюрморта (цветочный натюрморт, "накрытые столы", "завтраки", "суета сует" и др.) сопровождают сведения о жизни и творчестве мастеров этого жанра
Поксон, Дэвид. Натюрморты. Энциклопедия [Текст] / Д. Поксон. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008. - 192 с.ил.
Эта энциклопедия подарит вам творческую радость от создания натюрмортов. Книга содержит информацию обо всех инструментах, материалах и оборудовании, которые понадобятся вам при написании натюрморта. В ней вы найдете полезные советы, касающиеся выбора предмета для рисования, создания различных светотеневых эффектов.
На страницах энциклопедии представлена большая галерея работ разных художников и коллекция фотографий, которая вдохновит вас на оригинальное творчество. Пользуясь советами, данными в нашей книге, вы можете без промедления приступить к рисованию.
Лазарев, М. П. Давид Штеренберг 1881-1948 [Текст] / М.П. Лазарев. - М.: АРТ-РОДНИК, 2006. - 96 с.: цв.ил. - (Малая серия искусств).
Давид Петрович Штеренберг - один из ведущих представителей современного русского искусства первой половины XX столетия. На фоне мирового искусства творчество Штеренберга выделяется особенным своеобразием. Художественное образование получил в Париже. В России сотрудничал и солидаризировался с лидерами авангарда, отстаивая, в то же время, основополагающее значение станковизма в формировании новой эстетики двадцатого столетия. Основа его искусства - предмет, воплощенный в оригинальной, неповторимой системе живописного натюрморта. В своем самодостаточном значении объекта аналитического искусства натюрморт художника, тем не менее, в полной мере наделен богатством социального и философского содержания.
Русский натюрморт [Текст] / сост. И. С. Болотина. - М.: Искусство, 2000. - 64 с.: ил.
Альбом посвящен одному из ярких явлений в истории русской живописи - натюрморту. В нем сделана попытка рассказать с помощью картин об интересном и своеобразном пути развития натюрморта в России.
Если Вас заинтересовала наша выставка, ждём Вас в отделе литературы по искусству.
Отдел литературы по искусству