«Мастер лесных пейзажей»

   В читальном зале отдела литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова вниманию посетителей библиотеки представлена выставка «Мастер лесных пейзажей», посвящённая 185-летию со дня рождения гениального русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.

   Среди имен художников, сыгравших наиболее значительную роль  в формировании и развитии русского пейзажа второй половины 19 века, одним из первых должно быть названо имя И.И. Шишкина. Выдающийся живописец, рисовальщик и гравер, он был непревзойденным знатоком родной природы и создал произведения, в которых правдиво, с высоким мастерством отразил ее характерные черты.

   Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне – Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии – Иван Васильевич Шишкин. Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А. Мокрицкий – очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог И. Шишкину найти себя в искусстве.

   В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С. Воробьеву.

   За свои успехи И. Шишкин получает последовательно все возможные награды. В 1858—1859 годах И. Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.

    В 1860 году за два валаамских пейзажа И. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.

   За границу И. Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления. Сказывалась и тоска по родине.

   В 1865 году И. Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865) получает звание академика.

   Теперь он с наслаждением пишет «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью», которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — «Полдень. В окрестностях Москвы». Для И. Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему – могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Лес для И.Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России.

   Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. В 1894–1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища. На вторую выставку передвижников И.Шишкин представил картину «В лесной глуши», за которую в 1873 году получает звание профессора.

«Утро в сосновом лесу»

   В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка И. Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр).

   Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870—1892».

«Дубовая роща» 

   Примечательно, что путь И. Шишкина от идеи написания «Дубовой рощи» до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину «Дубовая роща» нередко называют лучшим произведением гениального художника.

   Известная во всем мире картина «Березовая роща» была написана И. Шишкиным маслом в 1896 году. В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы – сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.

   Могучим заключительным аккордом творчества, подлинной поэмой о русском лесе стала последняя картина И.Шишкина «Корабельная роща». Природа предстает в ней и бесконечно величественной, и близкой человеку, доступной и доброй. Громадность общего не заслонила множество малых проявлений жизни, и самое широкое обобщение не подавляет деталей. Это своеобразное творческое завещание, оставленное И.И. Шишкиным русским пейзажистам.

   8 марта 1898 года художник скончался  в своей мастерской за мольбертом, отдав любимому искусству всю свою жизнь до последнего мгновения.

Литература, представленная на выставке:

1. Иван Иванович Шишкин / ред. Н. Ф. Шанина. – М.: Издательство Академии художеств, 1963. – 120 с.: ил.

2. Иван Иванович Шишкин: альбом  / сост. Н. Новоуспенский. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – 28 с.: ил.

3. Анисов, Л. Шишкин / Л. Анисов. – М.: Молодая гвардия, 1991. - 303 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей).

4. Передвижники: сборник статей / ред. И. М. Гофман. – М.: Искусство, 1976. – 128 с.

5. Рисунки Шишкина И.И. / ред. Н. Моргунова. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. – 110 с.: ил.

6. Манин, В.С. Русский пейзаж: Энциклопедия мирового искусства / В.С. Манин.— М.: Белый город, 2001. — 631 с.: ил.

7. Рогинская, Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок: исторические очерки / Ф. С. Рогинская. – М.: Искусство, 1989. – 430 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика