«Мастер бытового жанра»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Мастер бытового жанра», посвящённая 170-летию со дня рождения известного русского художника Владимира Егоровича Маковского.

 

 

«Картина – не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте

должно быть всё, а нет – нет картины».

В.Е. Маковский

 

 

 

   Владимир Егорович – признанный мастер бытового жанра. Родился он 26 января (7 февраля) 1846 года в Москве. Его отец, Егор Маковский, был известным художественным деятелем, являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил своё призвание.

   Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину «Мальчик, продающий квас».

«Мальчик, продающий квас»

   В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд – ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы. Все эти люди, изображённые на картинах, живут и действуют в наиболее привычной и характерной для них обстановке, но художник всегда умело выбирал тот момент действия, когда наиболее полно раскрываются человеческие характеры, взаимоотношения людей, их общественное положение.

 «В жаркий день»

   В 1870 г. художник выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников».

   Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приёмной у доктора» и «Любители соловьиного пения».

«В приёмной у доктора»

   Часто художник посвящал свои композиции различным социальным типажам.  Таковы картины «Церковный сторож», «Шарманщик», «Игра в бабки».

 

«Шарманщик» 

   Самые качественные свои картины Маковский написал в 1880–1890-х гг.: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе), и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», «На бульваре»), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение» (в любви)).

   В 1893 г. художник был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург.

 

«Свидание»

    С годами в творчестве мастера чётко проступили симпатии к леворадикальному движению. Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. В числе этих произведений – картина «Вечеринка», где впервые средствами живописи был изображён революционный кружок, который буквально у нас на глазах из дружеской компании превратился в группу, собравшуюся для обсуждения серьёзных вопросов.

 

«Вечеринка»

   Тема была продолжена в картинах «Осуждённый», «Оправданная», «Допрос революционерки».

   Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище». Совершив в 1896 г. поездку на Волгу, художник написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького.  

  Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. Здесь, как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одарённость в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Лёгкий штрих, мягкая растушёвка отличают эти рисунки.

   С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мёртвые души». К иллюстрированию «Мёртвых душ» Маковский обращался неоднократно в разные периоды творчества.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

   Свыше четырёхсот картин, множество иллюстраций к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей, рисунков выполнил художник за свою долгую творческую жизнь. В его произведениях нашла широкое отражение многообразная и противоречивая обстановка России почти за шестьдесят лет её истории.

   Владимир Егорович Маковский умер зимой в 1920 году, 21 февраля. Он похоронен на Смоленском кладбище в Петрограде.

 

Список литературы:

   1. Друженкова, Г. А. В. Маковский [Текст] / Г. А. Друженкова. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. – 135 с.: ил.

   2. Журавлева, Е. В. В. Маковский [Текст] / Журавлева Е.В. – М.: Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, 1950. – 54 с.: ил. (Русская графика).

   3. Картины Государственной Третьяковской галереи «Вечеринка». В. Е. Маковский [Текст]. – Л.: Государственная Третьяковская галерея, 1951. – 7 с.: ил.

   4. Маковский Владимир Егорович [Текст] / автор-составитель Т. Горина. – М.: Изобразительное искусство, 1961. – 75 с.: ил.

   5. Владимир Маковский [Альбом] / автор вступит. статьи и сост. В. Б. Розенвассер. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 17 с.: ил.

   6. В. Е. Маковский [Текст] / авт. Л. Тарасов. – М.: Изобразительное искусство, 1955. – 45 с.: ил.

 

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика