Литературный календарь на март

   В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова выставлен литературный календарь на март 2016 года.

23 марта исполняется 195 лет со дня рождения русского писателя Алексея Феофилактовича Писемского (1821–1881).

Все мы живём не годами, а днями! Постигает нас какое-нибудь событие –

волнует, потрясает, направляет известным образом всю нашу последующую жизнь.

А. Ф. Писемский

   Алексей Писемский родился в селе Раменье Костромской губернии в небогатой дворянской семье.

   В 1934–1940 гг. учился в костромской гимназии, по окончании которой поступил в Московский университет, на математическое отделение философского факультета. «Научных сведений... приобрёл немного, зато познакомился с Шекспиром, Гёте, Руссо, Вольтером, Гюго, сознательно оценил русскую литературу», – так скажет о своих студенческих годах Писемский.

   Окончив в 1844 г. университет, переехал в деревню, но вскоре поступил на службу в костромскую палату, где прослужил несколько лет. Служебные поездки по губернии дали писателю богатый материал для творчества.

   Первым опубликованным произведением Писемского был рассказ «Нина» (1848), но настоящую известность ему принесла повесть «Тюфяк» (1850). Уже первые повести поставили его в один ряд с лучшими писателями того времени.

   В 1953 Погодиным были изданы «Повести и рассказы» Писемского в трёх томах, куда вошли уже известные его произведения: «Комик», «Брак по страсти», «Ипохондрик» и другие.

   Выйдя в отставку и переехав зимой 1954 г. в Петербург, он сближается с редакцией «Современника», но печатается и в других изданиях.

   В 1856 г. уезжает на восемь месяцев в организованную Морским министерством экспедицию на берега Каспийского моря с целью исследования быта населения, занимающегося рыболовством. Вернувшись, печатает ряд очерков и приступает к работе над одним из главных своих произведений, романом «Тысяча душ», который был напечатан в «Отечественных записках» в 1858 г. Важное место в творчестве Писемского заняла также пьеса «Горькая судьбина» (1859), за которую он в 1860 г. получил премию Академии наук.

   В 1860 г. он становится ответственным редактором «Библиотеки для чтения». Выступает с рядом фельетонов, направленных против революционно-демократической журналистики («Искры» и «Современника»). Редакторы «Искры» вызвали Писемского на дуэль, которая, к счастью, не состоялась.

   Летом 1862 г. был за границей, встречался в Лондоне с Герценом. Вернувшись, опубликовал в реакционном «Русском вестнике» роман «Взбаламученное море», единодушно осуждённый демократической критикой.

   В 1860–70-е годы писатель утратил своё влияние в литературе, хотя продолжал интенсивно работать. В эти годы пишет драмы и романы: «Былые соколы» (1864), «Птенцы последнего слёта» (1865), «Хищник» (1873), «Просвещённое время» (1875) и др. В 1877 г. вышел роман «Мещане», вызвавший много отзывов в печати, высоко оценённый Тургеневым.

   Публикация последнего романа «Масоны» закончилась в конце 1880 г. в журнале «Огонёк» за несколько месяцев до смерти Писемского.

   Умер Алексей Феофилактович 2 февраля 1881 г.

Список представленной литературы:

   1. Большая Российская энциклопедия: В 35 т. / Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 26. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2014. – 767 с.

   Большая Российская энциклопедия – фундаментальное энциклопедическое издание, характеризующее природу, население, экономику, историю, науку, искусство, технику и другие важные аспекты современного состояния и прошлого мировой цивилизации. В подготовке энциклопедии принимают участие ведущие отечественные и зарубежные учёные.

   2. Писемский А.Ф. В водовороте / А.Ф. Писемский. – Красноярск: Кн. изд-во, 1984. – 456 с.

   Известный роман выдающегося писателя, посвящённый русской общественной жизни 60-х годов XIX века, проникнутый идеями демократизма, добра и человечности. Произведение это получило высокую оценку Л.Н. Толстого.

   3. Писемский А.Ф. Тюфяк / А.Ф. Писемский. – М.: Сов. Россия, 1979. – 192 с.

   Повесть Писемского «Тюфяк», опубликованная в 1850 г., принесла ему известность и поставила его имя в одном ряду с именами крупнейших писателей-реалистов того времени. Повествуя о том, как страдал и погиб честный, образованный, но недостаточно энергичный молодой человек – «тюфяк» Павел Бешметов, Писемский создал впечатляющую картину жизни дворянского общества, обычаи и нравы которого по самой своей сути враждебны человечности.

   4. Писемский А.Ф. Рассказы / А.Ф. Писемский. – М.: Сов. Россия, 1984. – 432 с.

   Книгу составили лучшие рассказы Писемского, в которых он достиг вершины своего мастерства в живописании характеров. 

   5. Плеханов С.Н. Писемский / С.Н. Писемский. – М.: Мол. Гвардия, 1986. – 287 с.

   Жизнь и творчество Писемского, автора таких этапных произведений русской литературы, как романы «Тысяча душ», «Люди сороковых годов» и др., тесная дружба со многими корифеями отечественной литературы и выдающимися представителями русской сцены, его общественная деятельность – всё это дало возможность воссоздать судьбу писателя-демократа на широком фоне важнейших литературных, общественных и политических событий середины XIX века.

 

23 марта исполняется 135 лет со дня рождения французского писателя Роже Мартена дю Гара (1881–1958).

Без труда талант – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся.

Роже Мартен дю Гар

 

   Писатель-романист, драматург Роже Мартен дю Гар родился 23 марта 1881 года в пригороде Парижа. Его дед и отец были юристами. Ещё в раннем детстве писатель нашёл своё призвание. Получил образование в высшем историческом учебном заведении Эколь де Шарт. Через год после окончания университета, в 1906 г., писатель женился. А в следующем году у него рождается дочь по имени Кристина, и он, осознавая всю ответственность за семью, пишет роман «Становление». Именно этот роман вывел его на старт карьеры литератора.

   Прославился Мартен дю Гар благодаря роману «Жан Баруа», который нам рассказывает о неопределённости главного героя касательно религии. Издали этот роман по рекомендации Андре Жида, друга прозаика. Романист прослужил на западном фронте Франции во времена первой мировой войны до 1919 года.

   Позже он написал самую объёмную работу «Семья Тибо», которую писал 18 лет. Она состоит из 8 томов, показывающих нам жизнь двух братьев с разными жизненными принципами и взглядами. Повесть основана на исторических данных.

  Пролечившись в больнице после автомобильной катастрофы, Мартен дю Гар начал смотреть на жизненные вопросы под другим ракурсом. Он подкорректировал некоторые детали романа «Семья Тибо», поменял конец, сделал более рельефными, неподдельными образы героев, что не могли не отметить критики. Роман «Семья Тибо» занимает первое место среди всех больших романов как самый трагичный.

   Мартену дю Гару была присуждена Нобелевская премия по литературе в 1937 году.

   Последней его работой был роман «Дневник полковника Момора», который остался незаконченным. Сердечный приступ сразил французского писателя в возрасте 77 лет.

Представленная литература:

   1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 19. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. – 767 с.

   Большая Российская энциклопедия – фундаментальное энциклопедическое издание, характеризующее природу, население, экономику, историю, науку, искусство, технику и другие важные аспекты современного состояния и прошлого мировой цивилизации. В подготовке энциклопедии принимают участие ведущие отечественные и зарубежные учёные.

   2. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: М-Я: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992. – 861 с.

  Впервые выходящая на русском языке энциклопедия «Лауреаты Нобелевской премии» содержит 564 биографические иллюстрированные статьи, посвящённые самым выдающимся учёным и общественно-политическим деятелям, а также организациям, удостоенным в 1901–1986 гг. этой наиболее престижной премии в мире.

   3. Мартен дю Гар Роже. Семья Тибо: В 2 т. / Роже Мартен дю Гар. – М.: Художественная литература, 1972. – 780 с.

   Роман-эпопея классика французской литературы Роже Мартен дю Гара посвящён эпохе великой смены двух миров, связанной с войнами и революцией (XIX – начало XX века). На примере судьбы каждого члена семьи Тибо автор вскрывает сущность человека и показывает жизнь в её наивысшем выражении – жизнь как творчество и человека как творца.

 

Приглашаем всех заинтересованных посетить нашу выставку!

 

Универсальный читальный зал

 

Яндекс.Метрика