Литературный календарь на март

       В универсальном читальном зале Национальной библиотеки выставлен Литературный календарь на март 2015 года.

      20 марта исполняется 110 лет со дня рождения русской писательницы, прозаика, драматурга и сценариста Веры Федоровны Пановой (1905-1973).

 

 

До чего хорошо, что есть на свете музыка, стихи,
рояли, залы, человеческое тяготение друг к другу, человеческое бескорыстное взаимопонимание.

В. Ф. Панова

                                    

      Вера Панова родилась 20 марта (7 марта по старому стилю) 1905 года, в Ростове-на-Дону. В 20 — 30-е годы работала в газетах и журналах Ростова-на-Дону; начинала как драматург. С 1940 жила в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 работала в Перми.

      Широкое читательское признание Вере Федоровне принесла повесть «Спутники» (1946; Государственная премия СССР, 1947; кинофильм «Поезд милосердия», 1964) — одно из лучших произведений советской литературы о войне. В послевоенные годы созданы наиболее известные произведения Пановой — романы «Кружилиха» (1947; Государственная премия СССР, 1948), «Времена года» (1953; кинофильм «Високосный год», 1962), «Сентиментальный роман» (1958); повести «Ясный берег» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Сережа» (1955, одноимённый кинофильм, 1960; главная премия «Хрустальный глобус» на 12-м Международном кинофестивале в Карловы Вары, 1960).

      Теме воспитания молодых душ посвящены рассказы «Валя» и «Володя» (1960; кинофильм «Вступление», 1962), «Трое мальчишек у ворот», «Сестры», «Конспект романа» и др. Для творчества Веры Пановой характерны правдивость, острое чувство современности, умение передать драматизм жизненных коллизий и вместе с тем выявить поэзию обыкновенного, постоянное внимание к вопросам общественной морали и нравственности.

      В 60-е годы В.Ф. Панова обратилась к историческому жанру. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. Из летописных источников почерпнуты сюжеты повестей «Сказание об Ольге», «Сказание о Феодосии», «Феодорец, Белый Клобучок» (все 1966). Исторические повести Веры Федоровны, а также драму «Тредьяковский и Волынский» (1968) отличают тонкое чувство стиля эпохи, выразительность языка героев.

      Плодотворно работала Панова для театра и кино. Были поставлены её пьесы «Метелица» (1956), «Проводы белых ночей» (1961), «Как поживаешь, парень?» (1962), «Сколько лет, сколько зим!» (1966) и другие. Вере Федоровне принадлежат сценарии фильмов «Евдокия» (1961), «Рано утром», «Саша», «Рабочий посёлок» (все 1966) и др. Основные её произведения переведены на многие языки. Награждена 2 орденами. Умерла В.Панова в 1973 в Ленинграде.

 

Представлена следующая литература:

 

Панова В.Ф. Конспект романа /В.Ф. Панова. – Л.: Лениздат, 1985. – 559 с.

В книгу ленинградской писательницы вошли широко известные произведения, написанные ею в 1940-1960-х годах: «Сережа», «Валя», «Володя», «Конспект романа и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Панова В.Ф. Заметки литератора /В.Ф. Панова. – Л.: Советский писатель, 1972. – 238 с.

Книга содержит очерки о А. Пушкине, А. Толстом, А. Чехове, Ф. Достоевском, Ч. Диккенсе и многих других писателях.

 

 

 

 

 

 

Панова В.Ф. Времена года / В.Ф. Панова. – Л.: Советский писатель, 1983. – 576 с.

В романе Веры Пановой "Времена года" (1953) остро подняты проблемы общественной морали, взаимопонимания «отцов» и «детей». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Панова В.Ф. Спутники / В.Ф. Панова. – Л.: Художественная литература, 1969. – 208 с.

В 1944 году, случайно оказавшись в военном санпоезде, малоизвестная журналистка Панова сделала свой первый шаг к писательской славе. События этой неожиданной командировки оказались поводом для написания повести «Спутники». В 1944 году она получила задание написать брошюру о работе военных медиков. Все отказывались, а она согласилась. Так появилась повесть, благодаря которой в советскую литературу вошла новая писательница. Повесть «Спутники» – самая громкая литературная сенсация 1946 года. Невероятный читательский успех, сопоставимый только с оглушительным успехом повести «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, вышедшей в том же году. И у Пановой, и у Некрасова – правда, почти документальная.

 

 

 

 

 

 

Панова В.Ф. Сентиментальный роман /В.Ф. Панова. – М.: Сов. Россия, 1985. – 272 с.

В книгу известной советской писательницы В.Ф. Пановой, лауреата Государственной премии СССР, вошли произведения разных лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

Панова В.Ф. Сестры / В.Ф. Панова. – М.: Советская Россия, 1965. – 184 с.

В центре книги Веры Пановой – судьбы людей самых несхожих характеров, профессий, возрастов.

 

 

 

 

 

 

 

Панова В.Ф. О моей жизни, книгах и читателях /В.Ф. Панова. – Л.: Советский писатель, 1980. – 272 с.

Последняя книга Веры Пановой. Семейные воспоминания соседствуют здесь с рассказами о литературном быте двадцатых – тридцатых годов.
20 марта исполняется 245 лет со дня рождения Иоганна Гёльдерлина, немецкого поэта (1770-1843гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ничто живое не способно так бурно расти
и так безвременно увянуть, как человек.

Иоганн Гельдерлин

 

      Гёльдерлин, Иоганн Кристиан Фридрих (1770–1843), немецкий поэт. Родился 20 марта 1770 в Лауффене-на-Неккаре. Родители прочили ему карьеру протестантского священника, но учеба в школе и университете пробудила в нем живой интерес к миру эллинской античности и философии, изучение которых сблизило его с товарищами по университету – Г.В. Гегелем и Ф. Шеллингом. Окончив богословский факультет в Тюбингене (1793), Гёльдерлин получил место домашнего учителя недалеко от Йены.

      Не успев обосноваться в обществе Веймара и Йены, Гёльдерлин был вызван домой и вынужденно принял другое место домашнего учителя, на сей раз во Франкфурте-на-Майне (декабрь 1795). Мать тамошних учеников будет воспета Гёльдерлином под именем Диотимы. Увлеченный трудами Платона, Пиндара и Софокла, Гёльдерлин вскоре проявил себя великолепным мастером античных форм лирики. Но франкфуртская идиллия резко оборвалась осенью 1798. Отчаяние Гёльдерлина по поводу разлуки и память о былом счастье вылились в изумительную элегию «Плач Менона о Диотиме» («Menons Klage um Diotima»).

      Написанная рифмованными элегическими двустишиями, она утверждает веру в то, что личное горе непременно преобразится в более высокую всеобъемлющую гармонию. Этой же верой дышит лирический роман «Гёльдерлина Гиперион, или Отшельник в Греции».

      Еще до отъезда из Франкфурта Гёльдерлин начал работу над «Смертью Эмпедокла» (Der Tod des Empedokles, 1797–1800), религиозной трагедией в духе Софокла. Но этот огромный замысел остался незавершенным: Гёльдерлин не смог обеспечить себе средства к существованию и был вынужден искать место домашнего учителя. В декабре 1801 он уезжает в Бордо; в июне 1802 – опять в Штутгарте, у него начинается психическое заболевание. Наиболее значительные из произведений этого периода – «Рейн» («Der Rhein»), «Германия» («Germanien») и «Патмос» («Patmos») – пророчествуют о будущем. Среди последних произведений Гёльдерлина были также вдохновенные переводы «Антигоны», «Эдипа-царя» и нескольких гимнов Пиндара. После сорока лет безумия Гёльдерлин, один из крупнейших поэтов немецкого романтизма, умер в Тюбингене 7 июня 1843.

 

Представленная литература:

 

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. / Н.Я. Берковский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 512 с.

Н.Я. Берковский – известный ученый, специалист по западноевропейской и русской литературе, театральный и литературный критик, историк театра. В центре его научных интересов всегда был немецкий романтизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Большая Российская энциклопедия: В 30 т./Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 6. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. – 767 с.

Фундаментальное энциклопедическое издание, характеризующее природу, население, экономику, историю, науку, искусство, технику.

 

 

 

 

 

 

 

Гельдерлин Ф. Гиперион / Ф. Гельдерлин. – М.: Наука, 1988. – 718 с.

В основу книги положен роман "Гиперион" немецкого романтика Фридриха Гельдерлина (1770-1843). Другие произведения писателя, а также своеобразный эпистолярный цикл его близкой приятельницы и возлюбленной Сюзетты Гонтар (1769-1802) "Письма Диотимы", относятся к периоду работы над романом (т.е. к 1792-1799 гг.). Роман Гельдерлина неоднократно издавался на русском языке, в том числе в 1969 г. В переводе Е.А. Садовского; остальные произведения, за некоторыми исключениями, переведены впервые. 

 

 

 

 

 

 

 

Гельдерлин Ф. Сочинения / Ф. Гельдерлин. – М.: Художественная литература, 1969. – 543 с.

Данный сборник - первая попытка ознакомить советского читателя с творчеством выдающегося немецкого поэта Иоганна Христиана Фридриха Гельдерлина. В сборник вошли стихотворения в переводах разных авторов; драмы: "Смерть Эмпидокла" и "Эмпидокл на Этне"; роман "Гиперион, или Отшельник в Греции"; письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму / Н.А. Жирмунская. – Санкт-Петербург: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – 464 с.

Книга представляет собой сборник статей одного из крупнейших отечественных специалистов по французской и немецкой литературам XVII-XIX вв. - Н.А. Жирмунской (1919-1991), написанных ею в разные годы жизни (1940-1990). Статьи, помещенные в сборник, посвящены французским и немецким писателям XVII, XVIII, XIX вв., а также фундаментальным теоретическим проблемам французского барокко и классицизма, немецкого и французского Просвещения и романтизма. Для студентов и аспирантов филологических университетов и педагогических вузов.

 

 

 

 

 

 

История немецкой литературы. В 5 т./Под ред. Н.И. Балашова. – М.: Наука, 1966. -  586 с.

Показывая национальное своеобразие и значение немецкой литературы, давшей миру столько светлых и благородных имен, авторы стремились осветить и мировое значение великих произведений, созданных гением немецкого народа, изучить международные связи немецкой литературы, способствовавшие ее распространению и признанию.

 

 

 

 

 

Приглашаем всех заинтересованных посетить нашу выставку!

Универсальный читальный зал

Яндекс.Метрика