В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова выставлен литературный календарь на июль 2017 года.
23 июля – 225 лет со дня рождения Петра Андреевича Вяземского (1792–1878)
Родился Пётр Вяземский 23 июля 1792 года в Москве. Родители Вяземского были очень знатными и богатыми людьми, род князей Вяземских был очень древним и известным в России.
Пётр Андреевич получил прекрасное домашнее образование, затем обучался в иезуитском пансионе Петербурга.
В 1806 году Вяземский возвращается в Москву и продолжает учёбу частным образом, беря уроки у профессоров Московского университета.
В 1807 году умирает отец Вяземского, а все заботы о семье берёт на себя родственник Н. Карамзин (известный историк в России). С этого времени Вяземский поступает на работу в Межевую канцелярию и активно продолжает заниматься литературным творчеством. Вяземский в это время пишет в духе сентиментализма. Он является приверженцем реформ в России, ограничения самодержавия.
В 1812 году Вяземский поступает в дворянское ополчение в связи с началом Отечественной войны. Он принимал участие в Бородинской битве, а после окончания войны служил в Варшаве.
Реформаторские настроения Вяземского послужили причиной его увольнения со службы, девять лет он считался политически неблагонадёжным, за ним был установлен негласный полицейский надзор.
Вяземский активно работает как литератор, общается с декабристами. В это время он пишет в духе романтизма, видя поиск идеала справедливой жизни на земле.
До 1820 года Пётр Андреевич работал в журнале «Московский телеграф».
С 1830 года Вяземский сотрудничает с «Литературной газетой» и журналом «Современник», который издавался А. С. Пушкиным.
Будучи в сложном положении, Вяземский обращается к царю с просьбой определить его на службу. Николай I удовлетворяет просьбу писателя, и Вяземского зачисляют чиновником в Министерство финансов, находящееся в Петербурге. После он поменял несколько достаточно значительных должностей, работая в департаменте внешней торговли и в государственном банке. Карьера Вяземского начала складываться удачно, он получил должность в Министерстве просвещения, был сенатором.
С 70-х годов Вяземский живёт за границей. Писателя постигают суровые удары судьбы: умирают многие его друзья, из детей остаётся в живых только сын Павел. Одиночество угнетает Петра Андреевича. Вяземский умирает в Баден-Бадене 22 ноября 1878 года. Похоронен в Петербурге.
Список представленной литературы:
24 июля – 215 лет со дня рождения Александра Дюма, французского писателя (1802–1870)
Александр Дюма (отец) – французский писатель, журналист, драматург, автор популярных приключенческих романов, выдвинувших его в число наиболее известных и читаемых в мире французских литераторов. К его имени добавляют слово «отец», т.к. сына тоже звали Александром и он тоже снискал известность на литературном поприще.
Родиной Александра Дюма был небольшой городок Виллер-Котре неподалёку от Парижа, где он 24 июля 1802 г. родился в семействе известного кавалерийского генерала наполеоновской армии. Александр по линии отца был квартеронцем: его бабушка была чернокожей. Отец в 1806 г. умер, оставив семью в достаточно плачевном положении; во всяком случае, на качественное образование у матери денег не хватило, и Александр пополнял багаж знаний, много читая.
В родном городке Дюма встретил юность. Друг Александра, который любил бывать в парижских театрах, укрепил его в намерении стать драматургом. У их семьи благодаря отцу остались кое-какие связи в Париже, и перебравшийся в столицу в 1822 г. молодой человек смог устроиться в канцелярию при герцоге Орлеанском и параллельно принялся восполнять пробелы в образовании.
Первыми опубликованными сочинениями Александра Дюма-отца были водевили, пьесы и журнальные статьи. Дебютный водевиль «Охота на любовь» сразу приняли к постановке, что вдохновило на написание драмы. «Генрих III и его двор» была встречена публикой очень тепло, успех имели и последующие его драматические произведения, благодаря чему творчество превратилось для Дюма в источник неплохих доходов. Назвать его пьесы совершенными с художественной точки зрения было бы преувеличением, но молодой драматург обладал даром удержания внимания до конца представления, даже откровенно слабые пьесы при его соавторстве обретали новую, успешную жизнь, собирали полные залы.
На протяжении 1858–1859 гг. Дюма путешествовал по России, и впечатления от поездок легли в основу пятитомника путевых заметок «Из Парижа в Астрахань». Будучи знакомым с Гарибальди, Дюма-отец в течение трёх лет был участником итальянского национально-освободительного движения, в 1860 г. ходил в поход на Сицилию. Когда между Австрией и Пруссией шла война, в 1866 г. он был военным корреспондентом.
В последние годы жизни был на грани нищеты и существовал за счёт поддержки детей. На его смерть 6 декабря 1870 г. в г. Пюи практически не обратили внимания: в это время прусские войска оккупировали Францию. В 2002 г. прах Дюма-отца перезахоронили в парижском Пантеоне.
Литературное наследие писателя поражает воображение: в полное собрание его сочинений вошло более тысячи томов. В связи с этим часто говорят о работавших под «брендом Дюма» соавторах, помощниках, «литературных неграх», хотя и сам писатель славился очень высокой работоспособностью и огромным трудолюбием. Как бы там ни было, его имя пока никто не смог потеснить с первой строчки мирового рейтинга наиболее плодовитых литераторов.
Список представленной литературы:
28 июля – 195 лет со дня рождения Аполлона Александровича Григорьева (1862–1864)
Аполлон Александрович Григорьев (1822–1864) – критик, поэт, родился 28 июля 1822 г. в Москве. Сын мелкого чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета (1842 г.).
Увлекался утопическим социализмом и масонством; стал главой «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и его ведущим критиком (1850–1856 гг.).
Для статей Аполлона Григорьева характерна романтическая мечта о патриархальном народе, свободном и талантливом (его черты автор видел в русском купечестве).
Свою эстетику критик формировал под влиянием философов-идеалистов Ф. Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос его «органической критики» – защита в искусстве «мысли сердечной», представляющей собой синтез интеллекта и души художника.
Григорьев восхищался Н. В. Гоголем, поддерживал идеализирующие русские нравы пьесы А. Н. Островского. Однако после 1855 г. взгляды его переменились: он признал в русском характере не только смирение, но и бунтарство, начал положительно отзываться о М Ю. Лермонтове, А. И. Герцене, И. С. Тургеневе, а выше всех ставил А. С. Пушкина.
В 1861 г. Григорьев вместе с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым пропагандировал идеи почвенничества, обращённые к родной культуре, пытался примирить западничество и славянофильство, соединить прогресс и христианство.
Литературно-философские искания наложили отпечаток на стихи Григорьева: он писал и масонские «Гимны», и нелегальные революционные вирши. Главный герой его поэзии – романтическая страдающая личность, отмеченная «стихийностью» и роковой таинственностью чувств. Самые знаменитые стихи – «О, говори хоть ты со мной…» и «Цыганская венгерка» (из цикла «Борьба», 1857 г.).
Кроме того, писатель выступал как переводчик (переводил произведения У. Шекспира, Дж. Байрона, Г. Гейне, П. Ж. Беранже), драматург и прозаик (повести «Один из многих», 1846 г.; «Другой из многих», 1847 г.).
Очень интересны оставленные им воспоминания «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862–1864 гг.).
Умер 7 октября 1864 г. в Петербурге.
Список представленной литературы:
Приглашаем всех заинтересованных на нашу выставку!
Универсальный читальный зал