В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнут литературный календарь на июль 2016 года.
17 июля – 125 лет со дня рождения Бориса Андреевича Лавренёва
Борис Андреевич Лавренёв (настоящая фамилия – Сергеев) – советский писатель и драматург. Родился 17 июля 1891 года в Херсоне Российской империи. Вместе с К. А. Треневым и В. В. Ивановым был одним из создателей жанра героико-революционной драмы. Много лет был председателем секции драматургов в Союзе писателей СССР.
Борис Лавренёв родился в семье педагога-словесника. Учился на юридическом факультете Московского университета (1905–1911). Писал стихи, публиковался с 1911 года, примыкал к московской футуристической группе «Мезонин поэзии». Участник первой мировой и гражданской войн, сначала офицер Добровольческой армии, затем перешёл в Красную. После февраля 1917 года был адъютантом коменданта Москвы. Во время гражданской войны воевал в Туркестане, был командиром бронепоезда, работал во фронтовой газете Красной Армии. Дебютировал прозой в 1924 году, в 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк». В 1930–1932 годы входил в группу ЛОКАФ. Во время Финской кампании и Великой Отечественной войны – военный корреспондент ВМФ СССР. Скоропостижно скончался 7 января 1959 г. в Москве (СССР), похоронен на Новодевичьем кладбище.
Список литературы:
1. Лавренёв Б.А. Ветер: повести и рассказы / Б.А. Лавренёв. – М.: Современник, 1988. – 624 с.
В сборник вошли повести и рассказы разных лет известного советского прозаика, драматурга и публициста Андреевича Лавренёва (1891–1959).
2. Лавренёв Б.А. Срочный фрахт: повесть, рассказ / Б.А. Лавренёв. – Барнаул: Алт. книж. изд., 1986. – 96 с.
В книгу вошли повесть «Ветер», рассказ «Срочный фрахт».
3. Лавренёв Б.А. Сорок первый / Б.А. Лавренёв. – М.: Сов. Россия, 1987. – 128 с.
Рассказ, написанный в 1924 году, раскрывает глубочайший классовый смысл революционных событий, происходящих в стране.
18 июля – 205 лет со дня рождения Уильяма Теккерея
Теккерей (Thackeray) Уильям Мейкпис (18 июля 1811, Калькутта, – 24 декабря 1864, Лондон), английский писатель. Крупнейший представитель «блестящей плеяды» английских романистов XIX в.
Родился Уильям Теккерей в семье богатого колониального чиновника. В 1829—30 гг. учился в Кембриджском университете; много путешествовал. Работал журналистом (в том числе в журнале «Панч»), талантливый художник-карикатурист.
Разнообразное в жанровом отношении (романы, комические повести, юморески, сказки, пародии, очерки, баллады и др.) творчество Теккерея едино в своей идейно-художественной направленности. Среди лучших произведений Теккерея – «Записки Желтоплюша» (1840), повесть «Кэтрин» (1840), цикл пародий «Романы знаменитостей» (1847), романы «Книга снобов» (1847), «Ярмарка тщеславия» (1848), «Пенденнис» (1850), «История Генри Эсмонда» (1852), «Ньюкомы» (1855), «Виргинцы» (1857). Замечательными образцами английской прозы являются литературно-критические очерки Теккерея («Английские юмористы XVIII века», 1853), его письма.
Понимание социально-исторических закономерностей, критика викторианской буржуазной эпохи соединяются у Теккерея с представлением о жизни как о вечном «маскараде существования»; в истории он видит трагикомический гротеск, движение по замкнутому кругу (письмо к матери от 10 марта 1848 г.). В своих философских воззрениях Теккерей был близок к М. Монтеню, Д. Юму.
Теккерей создал новый тип сатирико-юмористического романа, в котором, опираясь на традиции европейской литературы (Аристофан, Петропий, Ф. Рабле, Сервантес, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Л. Стерн, В. Скотт и др.), соединил путём особых «игровых» приёмов жизнеподобные формы отражения действительности с целой системой художественных условностей, восходящих к народному искусству (мотивы мифологические, сказочные, басенные, из английской «рождественской пантомимы»). Тем самым писатель значительно расширил возможности социальной сатиры, углубил реализм изображения. Гротескно-сатирические образы Теккерея (Желтоплюш, Барри Линдон, Бекки Шарп, маркиз Стайн, Барнс Ньюком), раскрывающие глубину отчуждения человека в классовом обществе, выступают как социально обусловленные и одновременно «вечные» типы. В обрисовке их Теккерей прибегал к символике, ироническому подтексту, алогизму, пародийной стилизации и т.п.
Список литературы:
1. Теккерей У.М. Ярмарка тщеславия: роман без героя / У.М. Теккерей; пер. с англ. М. Дьяконова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 828 с. В томе представлен наиболее известный роман классика английской литературы Уильяма Мейкписа Теккерея.
2. Теккерей У.М. Записки Барри Линдона: роман / У.М. Теккерей. – М.: Эксмо, 2011. – 608 с.
История ирландского авантюриста Редмонда Барри, женившегося на богатой наследнице из высшего света, и его разоблачение – в плутовском романе Уильяма Теккерея.
3. Теккерей У. Собрание сочинений: в 12-ти томах. Т. 12. Повести, очерки, роман. 1848–1863 / У. Теккерей. – М.: Худ. лит., 1980. – 414 с.
В 12-й том собрания сочинений У. Теккерея входят произведения последнего периода творчества писателя. В том включены наиболее значительные повести, очерки и неоконченный роман «Дени Дюваль», написанные с 1848 по 1863 г.
24 июля – 190 лет со дня рождения Александра Николаевича Афанасьева
Александр Николаевич Афанасьев (11 июля1826, г. Богучары Воронежской губ., – 23 октября 1871) – русский историк и литературовед, исследователь и публикатор фольклора.
Родился в семье уездного стряпчего. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1849 по 1862 гг. работал в Главном архиве иностранных дел. Статьи Афанасьева публиковались в журналах «Современник», «Отечественные записки» и др. Ему принадлежит работа «Русские сатирические журналы 1769–74 годов» (1859), статьи о Н.И. Новикове, Д.И. Фонвизине, А.Д. Кантемире и др.
Александр Афанасьев много работал как библиограф, издавал журнал «Библиографические записки» (1859–1860). Работы Афанасьева «Дедушка домовой» (1850), «Ведун и ведьма» (1851) и другие были первыми выступлениями мифологической школы в России; на её принципах основан и трёхтомный труд Александра Николаевича «Поэтические воззрения славян на природу» (1866–1869). Особой заслугой Афанасьева является составленный им сборник «Народные русские сказки» (I–VIII в., 1855–64 гг.), включающий около 600 текстов. Книга эта вызвала много откликов, в том числе рецензию Н.А. Добролюбова (журнал «Современник», 1858, № 9), высоко оценившего полноту текстов, обилие вариантов, тщательность издания, но осудившего «отсутствие жизненного начала», объективистский характер публикации народной поэзии. В 1859 исследователь выпустил сборник «Народные русские легенды», который был запрещён цензурой вплоть до 1914 года. В Женеве в 60-х годах анонимно вышел сборник Афанасьева «Заветные сказки», в состав которых вошли сатирические сказки, направленные против помещиков и духовенства.
Список литературы:
1. Афанасьев А.Н. Народ-художник: миф, фольклор, литература / А.Н. Афанасьев. – М.: Сов. Россия, 1986. – 368 с.
Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871) – один из крупнейших фольклористов XIX в., составитель замечательного собрания русских народных сказок, автор фундаментального труда «поэтические воззрения славян на природу». В сборник, подготовленный к 160-летию со дня рождения учёного, включены его избранные статьи о народном творчестве, литературе, воспоминания, письма.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3-х томах. Т. 2 / Гл. ред. Э.В. Померанцева, К.В. Чистов. – М.: Наука, 1985. – 464 с.
В издание из трёх томов вошли все сказки из сборника «Народные русские сказки», собранные Александром Николаевичем Афанасьевым, знаменитым фольклористом, этнографом, собирателем восточнославянских преданий, легенд, сказаний.
Всех желающих приглашаем посетить нашу библиотеку!
Универсальный читальный зал