«Листая старые страницы»

   В отделе редких книг Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова экспонируется коллекция экслибрисов в изданиях ХIХ – начала ХХ вв. «Листая старые страницы».

   Экслибрис (о тлат.ex libris – «из книг») художественно оформленный книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац.

   Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

   Первый экслибрис, самый древний, был найден в Тель-Амарнском архивохранилище древнеегипетского фараона Аменхотепа IV, жившего в XIV веке до нашей эры. Сейчас он хранится в Британском музее.

   Экслибрис являлся символом состоятельности и высокого просвещения, поскольку книжные собрания прежде ценились под стать фамильным бриллиантам.

   На первых порах книжные знаки исполнялись в виде герба (геральдического знака) или инициальной записи. В то время немногочисленные обладатели редкого и дорогостоящего предмета были из числа крупных феодалов, монастырей, богатых купцов.

   Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры – гравируются на меди, дереве или линолеуме, выполняются цинкографским или литографским способом. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В.А. Фаворский, и многих других.

   В России экслибрисами занимались Бенуа, Врубель, Васнецов, Кустодиев, Фаворский, Павлинов, Лансере, Митрохин. Именно художники увидели красоту не только самой книги, но и ту «добавленную ценность», которой является экслибрис.

   Экслибрис, обозначенный на внешней стороне книги (обложке или корешке), называется суперэкслибрисом.

   Среди художественных экслибрисов различают:

  • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI–XVIII веков. В СССР особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х годах в среде неэмигрировавшего дворянства. Позднейшим проявлением такого интереса стал Сборник гербовых экслибрисов;
  • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
  • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

   Таким образом, на экслибрисе отображается духовный мир владельца, его литературные пристрастия, его профессиональные и любительские интересы.

   Древнейший русский экслибрис – рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный в книгах Соловецкого монастыря за 1493–1494 годы.

   Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера – префекта Лифляндского, а впоследствии Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Его экслибрис был отпечатан в 1702 году.

   Экслибрис Платтера представлял собой изображение фамильного герба, а также военных трофеев, чуть выше располагался рисунок, на котором было два бюста и оригинальный глобус. Украшен экслибрис был латинским изречением «Exbibliotheca Constantini Ludovici Platersurpemainotarii M.D.L. Praef. Liv».

   Во времена правления Петра I печатный экслибрис стал элементом массовой культуры.

   Выставка демонстрирует старинные книги с экслибрисами, рассказывает о типах экслибриса, а также экспонирует книги об истории экслибриса.

   На выставке отдела редких книг желающие смогут ознакомиться с экслибрисами на форзацах иностранных изданий редкого фонда Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова, суперэкслибрисами на корешках иностранных изданий редкого фонда (XIX в.), суперэкслибрисами (вензелевыми) на обложках старинных изданий и с другими книгами.

Г.Б. Изамутдинова,

отдел редких книг

Яндекс.Метрика