Лекция «Я и Другие»

   В конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 26 мая 2017 года состоялась лекция «Я и Другие» в рамках просветительского лектория, организованного психологическим центром при ДГУ «Пси-фактор» совместно с Национальной библиотекой РД им. Р. Гамзатова.

   Лектор – Арсен Набиевич Джабраилов.

   Человек – существо социальное. Он с двух лет активно использует вербальное общение, чтобы выразить свои мысли. Человек постоянно взаимодействует с окружающими его людьми. Откуда же берётся недопонимание? Почему люди не могут, а порой не хотят строить коммуникацию? К чему приводит неумение говорить и слушать? Как правильно выстраивать коммуникацию с окружающими?

   Пожалуй, одной из главнейших тем не только в психологии, но и в жизни можно назвать тему взаимоотношений людей. Человек – часть общества: он взаимодействует с окружающими и выполняет определённую социальную функцию. И чтобы человек мог выстраивать свои отношения с другими людьми, группами людей и обществом в целом наиболее эффективно, ему следует изучить и усвоить информацию об отношениях, взаимодействии и общении людей.

   Отношения делятся на две категории. Первая – симбиотические отношения, предшествующие самостоятельности человека. Это та привязанность, которая существует ещё на биологическом уровне и является необходимым элементом психологического симбиоза. Она – наше биологическое наследие, к которому мы не можем никак отнестись – мы его не выбираем.

   После того как человек осознал себя как психологического индивида, возникают вторичные отношения. Без обретения личной идентичности невозможно установление подлинно близких межличностных отношений. Привязанность – пожалуйста, а отношения – нет. В жизни это часто смешано, даже в зрелом возрасте у нас сохраняются все те механизмы, на которых основана симбиотическая привязанность. Всегда можно обнаружить в себе утробные, физиологические, неосознанные импульсы, связанные с потребностью в тех или иных формах слиться с другими людьми в нечто единое. Итак, вокруг люди, и мы никак не можем уйти от взаимодействия с ними.
Отношения с другими людьми часто несут риск. Недостаточно обладать просто знанием людей вообще, общих законов, манипуляций. Более того, знание конкретного человека не помогает, потому что человек может в любой момент измениться. Бывает, мы пытаемся сделать кому-то что-то хорошее, понимая это хорошее по аналогии с тем, что было бы хорошо нам. Как в известной притче: любящая жена шестьдесят лет на завтрак отдавала мужу свою любимую корочку, а он её ел, чтобы «самое вкусное» доставалось жене. В результате оба из любви друг к другу всю свою жизнь ели не то, что им хотелось и нравилось. Эта история имеет большой психологический смысл. Стремясь «причинить» друг другу добро, они даже не вступали в диалог, и в результате оба оказались в проигрыше. Трудно сделать человеку добро, не узнав его. А диалог – единственный способ узнать других.

   Про диалог много говорят, но мало его осмысливают. В словарях и энциклопедиях можно найти только формальное литературоведческое определение диалога: это последовательный обмен репликами. Оно сужает суть диалога. Настоящий диалог возможен там, где есть осознание своего несовершенства, осознание риска своей неполной правоты. Если один из партнёров в каком-то отношении полагает себя совершенным, никакой диалог невозможен. Часто родители в силу того, что они старше, полагают себя в отношении своих детей совершенными существами, которые ничему не могут у детей научиться и должны только учить их, и много лет проходит без диалога... Стремление к улучшению жизни и эффективному взаимодействию с окружающими людьми – естественная потребность большинства людей. Но как эту потребность удовлетворить? Как достичь действительно глубокого понимания человека? Что нужно делать для того, чтобы наша жизнь стала лучше, а мы сами и близкие нам люди чувствовали радость и получали удовольствие от общения друг с другом?
   Наряду с внешним диалогом есть диалог внутренний. (Эту идею ввёл Михаил Михайлович Бахтин.) Это – очень важный ресурс. Исследования рефлексии всё в большей и большей степени приводят к пониманию того, что рефлексия есть не что иное, как форма диалога с самим собой. К диалогу с самим собой люди относятся по-разному. Некоторым он очень интересен... Главный критерий личностного развития – насколько вы интересны сами себе. Когда возникает тишина, пауза, людям становится неуютно. Они забивают это какой-то стимуляцией, громкой музыкой, телевизором. Этим они закрывают себе возможность что-то в жизни понять. Принуждение к общению, к празднику – часто бегство от диалога с собой.

   В конце лекции были заданы вопросы, на которые каждый получил квалифицированный ответ.

   Следующая лекция намечена на 2 июня 2017 года.

Отдел абонемент

Яндекс.Метрика