26 мая в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова прошло очередное занятие по повышению квалификации библиотекарей.
На курсах повышения квалификации с сообщением выступила заведующая Отделом государственной библиографии («Книжная палата») Зухра Абдурагимова.
Она рассказала о том, что Российская книжная палата, которая сейчас является филиалом ИТАР–ТАСС, в следующем году отмечает 100-летие со дня основания. В связи с этим был сделан небольшой экскурс в историю этой организации.
В основу своего выступления Зухра Абдуллаевна включила мемуарный очерк В.Ф. Ходасевича, который так и называется «Книжная палата». Впервые он был опубликован 10 ноября 1932 года в Париже в издании "Возрождение". Автор очерка Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939) поэт, прозаик, литературовед. После революции Xодасевич пытается вписаться в новую жизнь, читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте, работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», в «Книжной Палате». О голодной, без малого без средств к существованию московской жизни послереволюционных лет, осложняющейся длительными болезнями (Xодасевич страдал фурункулёзом), но литературно насыщенной, он не без юмора расскажет в мемуарных очерках сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др.
Затем перед сотрудниками выступила заведующая СНИКИ Ирина Кузьмина с обзором новых периодических изданий Росинформкультура РГБ.
Обзор «Трансформации социального института библиотеки в информационном обществе» помог разобраться в изменениях, происходящих в последнее время в работе библиотек как российских, так и зарубежных.
Российские библиотекари считают, что читательскую потребность в качественном чтении нужно культивировать, «заставить читать невозможно, но «заразить» чтением можно». В обзоре рассматриваются новые методы и формы, используемые библиотеками при популяризации и в продвижении чтения в виртуальной и, частично, в реальной среде.
Опыт же государств, сумевших сохранить престиж чтения у своего населения, показывает, что главное отличие их метода заключается в системном подходе, когда в создании и поддержке разветвлённой инфраструктуры чтения принимают участие все её составляющие: правительство, министерства, органы местного самоуправления, общественные организации и частные лица.
Кроме того Ирина Александровна подробно остановилась на статье, в которой авторы пытаются понять причины снижения числа пользователей библиотек и перечисляют перспективные направления развития социальных отношений библиотекаря и читателя. Современная социальная задача библиотекаря состоит не просто в обеспечении доступности, а в обеспечении доступности именно разнообразия, предоставлении свободного выбора тех информационных ресурсов или той формы удовлетворения информационной потребности, которые наиболее соответствуют пожеланиям и особенностям потребителя.
Для обзора были использованы издания Росинформкультура РГБ «Обсерватория культуры» и «Библиотека в эпоху перемен», а также электронные материалы сайта Росинформкультура РГБ.
Отдел государственной библиографии
Служба научной информации по культуре и искусству