«Кто такой сверхчеловек и как с ним бороться»

   В малом конференц-зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 15 июня 2017 года прошло заседание философско-интеллектуального клуба «Эпохе».

   С докладом выступил участник литературного клуба «Верба» поэт Григорий Николаевич Адаров. На этом заседании участники философско-интеллектуального клуба «Эпохе» обсудили тему «Кто такой сверхчеловек и как с ним бороться».

   У каждого общества, культурно-исторического образования имеется свой взгляд на то, каким должен быть совершенный человек. Совершенный человек – своего рода идеал, образец для подражания. Представление о том, каким он должен быть, базируется на духовных ценностях, проповедуемых в обществе. Казалось бы, для любого общества независимо от типа вероисповедания, уровня исторического развития, духовной направленности совершенный человек – мужественный, честный, добрый, трудолюбивый и образованный. Список этих положительных нравственных качеств можно было бы продолжить. Но, во-первых, представление о каждом из них может не совпадать – например, на Западе и на Востоке, в христианстве и буддизме. Во-вторых, всегда встаёт вопрос, чему отдать предпочтение, на что сделать акцент при таком разнообразии добродетелей. Обратимся к разным культурам и проанализируем их представления о совершенном человеке.

   Первоначально идея совершенного человека формировалась на мифах и её основу составляли легенды о полубогах и героях. Так, в учении Конфуция воплощение этой идеи есть «совершенный муж», Ибн-Араби – «совершенный человек», получивший признание общества, у неоплатоников – «проточеловек», у Лукиана – деспот в своих собственных глазах, по мысли Августина – Иисус Христос.

   Поиск идеала предпринимали такие мыслители, как Ал-Бистами, создавший концепцию «законченного человека», Ал-Джили, видевший идеал в совершеннейшем из совершенных – в Пророке. Идеалом И.В. Гёте был Гений, Ф. Ницше – Идея и вершина биологической революции, К. Маркса – Человек коммунистического общества.

   Проблема идеала и воспитания совершенной личности поднималась и апологетами мировой педагогической науки – A.M. Дистервегом, А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

   Попытки создать обобщённый нормативный образец личности мы находим в Библии, Коране, других литературных памятниках, и это позволяет видеть конкретные ориентиры развития личности, формирования в ней наиболее ценных нравственных качеств. Законы Хаммурапи и Солона, Домострой и различные декларации, которые предшествовали революциям или следовали за ними (во Франции, США, России и так далее), так или иначе провозглашали моральные нормы и общечеловеческие ценности, включая многое из освящённых веками.

   Понимание идеала как целостного и комплексного явления даёт возможность раскрыть и его составные части, определить взаимоотношение между ними как диалектику общего, особенного и единичного.

   Г.Н. Волков писал: «Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал – универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, даётся высший образец, к которому он должен стремиться».

   Нравственный идеал несёт в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.

   Все заинтересовавшиеся философско-интеллектуальным клубом «Эпохе» могут узнать на сайте Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова тему и время очередного заседания.

Ольга Алиева, главный библиотекарь отдела культурных программ

Яндекс.Метрика