«Ковроткачество»

   Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Ковроткачество».

   Ковроткачество – изготовление декоративных покрытий (ковров), предназначенных в основном для украшения стен и пола. Собственно ковром называют художественное текстильное изделие, украшенное узорами и выполненное в нескольких разных цветах. На заре развития человечества такие изделия служили сугубо практическим целям – утеплению стен и пола жилища. Позднее они становятся произведением искусства. Наличие в доме ковров во все времена считалось признаком достатка хозяев.

   Вообще, ковроткачество – неотъемлемая часть восточной культуры. Именно в странах, географически или ментально связанных с Востоком, производят «настоящие» ковры. В узоре ковра можно было не только передать свои ощущения красок, «мотивы души», но и вплести любовное послание, а то и тайное донесение.

   Эталоном качества на протяжении многих столетий считались персидские ковры, причём этот статус они не утратили по сей день. В «современной Персии» – Иране – и сегодня соблюдается особое отношение к коврам: они являются одним из главных способов капиталовложения и красноречиво свидетельствуют о достатке семьи. Именно про иранцев говорят, что своё богатство они бросают под ноги!

Иранские ковры

   Будь то плетёный, тканый или валяный ковёр, с ворсом или без него – главным признаком его совершенства является исключительно ручной труд. Наиболее знаменитыми являются ковры, произведённые в Китае, Непале, Индии, Алжире, Марокко, Азербайджане, России (Дагестан) и других странах.

   Особое место в ковроткачестве принадлежало кыз-гиламу (девичьему ковру), который готовился исключительно для приданого и хранился в семье как реликвия. Его узоры имели сакральное значение, как бы оберегающее молодую семью. В числе основных элементов – стилизованные изображения птиц – эркекмургон и урганчимургон (птица-самец и птица-самка), бывшие символами мужского и женского начал и выступавшие как гарант счастливой семейной жизни и продолжения рода.

   Орнамент арабского ковра состоит из крупных или мелких геометрических фигур: зубчатые и ступенчатые квадраты, ромбы, треугольники, чередующиеся по цвету. В качестве дополнительных элементов использовались цепочки из квадратов или ромбов. Приёмы тканья, характер орнаментации (превалирование геометрических мотивов) арабских ковров имеют много общих черт с коврами узбеков, что обусловлено близостью традиций двух мусульманских народов.

Арабские ковры

   Наиболее широко распространённым видом народных ремёсел является ковроделие, занявшее прочное место в быту азербайджанского народа и ставшее едва ли не символом народа. Ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, используются для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.

Азербайджанские ковры

   Первые дагестанские ковры появились во времена Геродота. Ковроделие в Дагестане появилось из-за близости Ирана, из-за того что через Кавказ проходил Великий шёлковый путь, и из-за того что здесь был распространён ислам. Поэтому Намазлыки были часто в цене.

   Самый древний ковёр, который существует в нынешнее время, найден после раскопок в 1949 году и сейчас находится в Эрмитаже.

   Дагестанские ковры находятся в музеях Нью-Йорка, Парижа и других городов. Они являются экспонатами на ярмарках и выставках, где получают дипломы и золотые медали.

Дагестанские ковры

   Ковры ручной работы обладают магической силой, особое сочетание цветов и традиционный орнамент рукотворного ковра несут в дом особую благотворную энергетику, оказывают магическое воздействие, можно сказать, притягивают счастье и удачу. Ковры ручной работы подразделяют по материалам, из которых они изготовлены и странам-производителям (местности) ковров, где имеются свои особенности и длительная история ковроткачества. Приобретая себе ковер, подумайте, что хотел выразить мастер, создавший его. Ведь в каждом изделии заложена часть его творчества, вдохновения и души.

 Литература, представленная на выставке:

1. Азербайджанские ковры в коллекциях мира (на анг. и на азер.яз.) [Текст]. – Баку: [б. и.], 2010. – 175 с.: ил.

2. Дибиров, П. М. Ковры Дагестана [Текст]: традиционное и современное искусство ковроткачества / П. М. Дибиров. – Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. – 80 с.: ил.

3. Луконин, Владимир Григорьевич. Искусство древнего Ирана [Текст] / В. Г.В. Луконин. – М.: Искусство, 1977. – 232 с.: ил., цв.ил.

4. Керимов, Л. Азербайджанский ковёр [Текст]. Т. 2.; Т. 3 / Л. Керимов. – Баку: Гянджлик, 1983. – 200 с.: ил.; 350 с.: ил.

5. Ковры и узорное ткачество [Текст] / Министерство местной промышленности РСФСР. – М.: Советская Россия, 1967. – 5 с.: ил.

6. Трунов, Д. Аулы мастеров [Текст] / Д. Трунов. – Махачкала: [б. и.], 1957. – 112 с.: ил.

7. Туркменские ковры XVIII – начала XX века [Текст] / Из собрания ГМИНВ; каталог выставки. – М.: Советский художник, 1982. – 55 с.: ил.

8. Молдавские ковры [Текст] / ред. Н. Фрик. – Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1959. – 12 с.: ил.

9. Тагиева Р.С. Сюжетные ковры Азербайджана [Текст] / Р. С. Тагиева. – Баку: Ишыг, 1988. – 114 с.: ил.

Отдел литературы по искусству

Яндекс.Метрика