Сектором краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы библиотечно-информационного молодёжного центра НБ РД им. Р. Гамзатова подготовлена выставка «Композитор всех жанров классической музыки», посвящённая 125-летию со дня рождения знаменитого композитора Сергея Прокофьева.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) – великий русский, советский композитор, пианист и дирижёр. Композитор всех жанров классической музыки.
«Я – проявление жизни, которая даёт мне силы сопротивляться всему недуховному».
С. Прокофьев
Детские годы будущего композитора прошли в музыкальной семье. Его мать была хорошей пианисткой, и мальчик, засыпая, нередко слышал доносящиеся издалека, за несколько комнат звуки сонат Бетховена.
Когда Серёже было 5 лет, он сочинил первую пьесу для фортепиано. С его детскими композиторскими опытами познакомился в 1902 году Танеев, и по его совету начались уроки композиции у Глиэра.
В 1904–1914 годы Прокофьев учился в Петербургской консерватории у Римского-Корсакова (инструментовка), Витолса (музыкальная форма), Лядова (композиция), Есиповой (фортепиано). На выпускном экзамене Прокофьев с блеском исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии имени Рубинштейна. Юный композитор жадно впитывает новые веяния музыки и скоро находит собственный путь музыканта-новатора. Выступая как пианист, Прокофьев часто включал в свои программы и собственные произведения, вызывавшие бурную реакцию слушателей. В 1918 году Прокофьев выехал в США, начав далее ряд поездок по зарубежным странам – Франции, Германии, Англии, Италии, Испании. Стремясь завоевать мировую аудиторию, он много концертирует, пишет крупные сочинения – оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927) и др.
В начале 1927-го и в конце 1929 года Прокофьев с огромным успехом выступает в Советском Союзе. В 1927 года его концерты проходят в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве и Одессе. «Приём, который оказала мне Москва, был из ряда вон выходящий. ...Приём в Ленинграде оказался даже горячей, чем в Москве», – писал композитор в автобиографии. В конце 1932 года Прокофьев принимает решение возвратиться на Родину.
С середины 30-х годов творчество Прокофьева достигает вершин. Он создаёт один из своих шедевров – балет «Ромео и Джульетта» по Шекспиру (1936); лирико-комическую оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Шеридану – 1940); кантаты «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939); симфоническую сказку на собственный текст «Петя и волк» с инструментами-персонажами (1936); Шестую сонату для фортепиано (1940); цикл фортепианных пьес «Детская музыка» (1935).
В 30–40-е гг. музыку Прокофьева исполняют лучшие советские музыканты: Голованов, Гилельс, Софроницкий, Рихтер, Ойстрах. Высочайшим достижением советской хореографии стал образ Джульетты, созданный балериной Галиной Улановой. Летом 1941 г. на даче под Москвой Прокофьев писал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета балет-сказку «Золушка».
Известие о начавшейся войне с фашистской Германией и последующие трагические события вызвали у композитора новый творческий подъём. Он создаёт грандиозную героико-патриотическую оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943).
Сюжет великого произведения Л. Толстого, воссоздающий героические страницы русской истории, воспринимался в годы Отечественной войны (а именно тогда создавалась опера) необычайно остро и современно.
С режиссёром Эйзенштейном Прокофьев работает над историческим фильмом «Иван Грозный» (1942).
Тревожные образы, отблески военных событий и вместе с тем неукротимая воля и энергия свойственны музыке Седьмой сонаты для фортепиано (1942). Величавая уверенность запечатлена в Пятой симфонии (1944), в которой композитор, по его словам, хотел «воспеть свободного и счастливого человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту».
В послевоенное время, несмотря на тяжёлую болезнь, Прокофьев создаёт много значительных произведений: Шестую (1947) и Седьмую (1952) симфонии, Девятую фортепианную сонату (1947), новую редакцию оперы «Война и мир» (1952), виолончельную Сонату (1949) и Симфонию-концерт для виолончели с оркестром (1952). Конец 40-х и начало 50-х были омрачены шумными кампаниями против «антинародного формалистического» направления в советском искусстве, гонениями на многих лучших его представителей. Одним из главных «формалистов» в музыке оказался Прокофьев. Публичное шельмование его музыки в 1948 году ещё более ухудшило состояние здоровья композитора.
Творчество Прокофьева получило всемирное признание и составило эпоху в мировой музыкальной культуре XX века. В 1955–1967 годах изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора. Непреходящая ценность его музыки – в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений.
Литература, представленная на выставке:
1. Боффи. Г. Большая энциклопедия музыки: пер, с итал. – М.: Аст: Астрель; 2010. – 413 с.
2. Васина-Гросман В.А. Книга о великих музыкантах. – М.: Современник, 1998. – 286 с.
3. Зильберквит М.А. Мир музыки: очерк. – М.: Дет. лит., 1988. – 335 с.
4. Коллинз Ст. Классическая музыка от и до. Пер. с англ. Т. Новиковой. – М.: Фаир-Пресс, 2000. – 288 с.
5. Михеева Л. В. 166 биографий знаменитых композиторов. – СПб: Композитор, 2000. – 208 с.
7. 100 великих композиторов / автор-составитель Д.К. Самин. – М.: Вече, 2002. – 624 с.
8. Никитина Л.Д. История русской музыки: популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
9. Прокофьев С.С. / сост. М. Нестьева. – М.: Музыка, 1981. – 157 с.
10. Шорникова М. Музыкальная литература: музыка, ее формы и жанры. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 186 с.
11. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. – СПб: Алетейя, 2001. – 320 с.
Сотрудник сектора краеведческой, духовно-нравственной и эстетической работы
БИМЦ НБ РД им. Р. Гамзатова Э.А. Магомедова