Отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова организована выставка «Композитор-симфонист», посвящённая 135-летию со дня рождения русского композитора Николая Яковлевича Мясковского.
Шестая симфония Мясковского – из тех выступлений музыки, в которых слышатся часы истории.
Б. В. Асафьев
Мясковский – старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых её истоков.
«Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», – писал русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, публицист, академик АН СССР Борис Владимирович Асафьев. В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет. Жизнь вела Мясковского через тяжёлые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г.
27 симфоний Мясковского – это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой.
Помимо симфоний Мясковский создал 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (около 100), кантаты, вокально-симфоническая поэма «Аластор».
Композитор и педагог Николай Яковлевич Мясковский родился в Новогеоргиевске (теперь Польша) 8 (20) апреля 1881 года в семье кадрового военного. Продолжая семейную традицию, поступил в Петербургское военно-инженерное училище, одновременно занимаясь частным образом музыкой и сочинением. Успешно окончив училище и начав военную службу, в возрасте 25 лет поступил на композиторское отделение Петербургской консерватории, где занимался у А.К. Лядова и Н.А. Римского-Корсакова и был однокурсником (и в дальнейшем близким другом) С.С. Прокофьева и Б.В. Асафьева. Окончил консерваторию в 1911 г.; до 1914 г. постоянно и ослепительно выступал как мелодический критик на страницах московского журнала «Музыка».
Консерватория, первый ряд (слева направо): Ю. Яцкевич, В. Шебалин, Н. Мясковский, Н. Жиляев, Г. Литинский, А. Хачатурян
Жизнь и творчество Н. Мясковского отмечены цельностью, пронизаны чувством долга. Будучи в советское время официально признанным композитором, лауреатом ряда Сталинских премий, Мясковский не шёл на компромиссы с собственной художественной совестью. Стиль Мясковского, узко связанный с русской классической традицией (в области симфонизма – больше всего с Чайковским, но кроме того и с петербургской школой), своеобразен: он отличается некоторой жёсткостью, приглушённостью колорита и целомудренностью эмоций, но может быть остро драматическим, а временами и сильно трагическим.
Конец жизни Мясковского был омрачён событиями 1948 года, когда в постановлении ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» В. Мурадели (Мурадели являлся учеником Мясковского) обвинения в «антинародности» и «формализме» обрушились на ближайшего друга Мясковского, С.С. Прокофьева, на его ученика А.И. Хачатуряна и на него самого.
Умер Мясковский в Москве 8 августа 1950 г.
Список литературы:
Отдел литературы по искусству