Книжный клуб «Волшебный витраж»

   В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 2 апреля 2016 года состоялась очередная (8-я) встреча книжного клуба «Волшебный витраж».

   Основной книгой встречи стал роман великого французского прозаика Оноре де Бальзака «Отец Горио». Бальзак (1799–1850) из тех невероятно упрямых людей, что стали писателями не благодаря чему-то, а скорее вопреки. В данном случае вопреки воле родителей, отправивших Оноре изучать юридические науки в Школе права и работать для практики в нотариальной конторе у адвоката (вот откуда «растут ноги» Эжена де Растиньяка). Вместо этого юный Бальзак часто посещал лекции по литературе в Сорбонне и вскоре вовсе оставил школу (хотя надо сказать, что знания, полученные им в ходе обучения, здорово помогли писателю в дальнейшем при создании сюжетов). Возмущённые родители тут же урезали Оноре содержание (с чего, надо полагать, и начались его многолетние финансовые проблемы. Вот она, проза жизни во всей красе. Будь вы хоть трижды гениальны, а питаться дождевой водой и солнечными лучами не получится. Если, конечно, вы не тибетский монах в состоянии вечной медитации, редиска или девушка на диете). Молодой француз попытался обеспечить себе безбедное существование (чтобы спокойно заниматься любимым делом) и купил на взятые взаймы деньги типографию. Как известно, большой талант и умение зарабатывать – часто две совершенно не соприкасающиеся вещи. Оноре не справился с давлением конкурентов и вынужден был продать типографию, увязнув на всю оставшуюся жизнь в долговых обязательствах. Правда, то, что заставляло писателя переживать множество не самых приятных мгновений, добавило ярких красок в его творчество (например, без долгов могло и не быть Гобсека).

«В наши дни наиболее реальным воплощением античных фурий являются кредиторы».

Оноре Бальзак 

   Со временем творческие замыслы француза всё разрастались и разрастались, к сороковым годам сформировавшись в идею «Человеческой комедии» – своеобразного портрета эпохи, включающего в себя огромное количество произведений. И начинать знакомство с этим титаническим трудом всё же лучше с «Отца Горио», который многие считают узловым романом всего цикла. Повествование начинается очень неторопливо, что служит и своего рода естественным отбором, отсеивающим нетерпеливых читателей (готовых, подобно персонажу Дж. К. Симмонса из фильма «Одержимость», завопить: «Не в моём темпе!»), но затем набирает обороты, развивая к концу просто крейсерскую скорость. 

   Бальзак безжалостен (первый набросок «Горио» выглядел так: «Старичок – семейный пансион – 600 франков ренты – лишает себя всего ради дочерей, причём у обеих имеется по 50000 франков дохода; умирает как собака». Довольно брутальная концовка), язвителен и просто великолепен. 

   Подобно умелому хирургу орудует он скальпелем (то бишь пером), вскрывая самые неприглядные особенности общества и демонстрируя их читателям в многократном увеличении. Любовь Бальзака к гиперболизации некоторых деталей была отмечена во время обсуждения многими участниками книжного клуба. Вполне обычное дело для писателей, кстати. К примеру, все антиутопии занимаются тем, что в большей или меньшей степени гиперболизируют определённые проблемы. Так проблема становится более заметной, если хотите, и автору легче указать на неё читателям. Можно было, конечно, обойтись простым человеческим понятием «преувеличение», но уж больно слово хорошее. ГИПЕРБОЛИЗИРОВАТЬ.

   Взяв за основу сюжет пьесы «Король Лир» (автор сами-знаете-кто), Бальзак значительно его расширил, добавив к истории отца и его неблагодарных дочерей (шекспировской Корделии, единственной отрады короля Лира, у бедняги Горио не было), историю юного честолюбца Эжена де Растиньяка, мечтающего достичь славы и богатства быстро, но честным путём (тот ещё фантазер, да). Линии Горио и Растиньяка тесно связаны в течение всего романа (и дело тут не только в том, что Эжен приударяет за обеими дочерьми старика). Именно отношение детей к старику, одиночество Горио становятся наглядным уроком для Эжена, окончательно завершающим его перевоспитание. Тут нельзя не вспомнить одного из самых ярких персонажей романа – Жака Коллена или Вотрена. Представьте Мефистофеля Гёте, который проникся симпатией к Фаусту и учит его жизни, не ожидая взамен бессмертной души ученика. Его циничные, резкие рассуждения об обществе и людях, безусловно, одно из украшений романа. 

   Достойно упоминания и то, что большим поклонником Бальзака был Фёдор Михайлович Достоевский. Например, впечатлившая Достоевского фраза о мысленном убийстве старого мандарина служила одним из источников вдохновения при создании «Преступления и наказания». Плюс, так же, как и у Бальзака, у Достоевского сюжет многих романов связан с деньгами. Правда, у Фёдора Михайловича деньги обычно просто маячат где-то на заднем плане. 

   В целом роман оставил положительное впечатление, и все участники обсуждения выразили желание продолжить знакомство с творчеством Бальзака в самое ближайшее время. 

Универсальный читальный зал

Яндекс.Метрика