В универсальном читальном зале Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова 20 февраля 2016 года состоялась очередная (6-я) встреча Книжного клуба «Волшебный витраж», которая прошла в приятной, уютной и весёлой обстановке.
По уже сложившейся традиции, для обсуждения были выбраны две книги: основная и бонусная. В качестве основной книги на этот раз был выбран знаменитый роман великого Виктора Гюго (1802–1885) «Собор Парижской Богоматери».
Книга, опубликованная в марте 1831 года, в первую очередь выступила как своеобразный манифест в защиту собора Нотр-Дам, который в те времена собирались «исправить» или вовсе снести. Уже здесь проявил себя гений Гюго. Писатель прекрасно понимал, что обычные призывы и нравоучения вызывают у публики в основном раздражение, потому он создал невероятно атмосферную, интересную историю, наполненную подробными описаниями самого Собора, Парижа тех лет, размышлениями об архитектуре, замечательным юмором и не только. Гюго оживил Собор, окутал его ореолом тайн, сделав, по сути, одним из центральных персонажей книги, и значительно поднял к нему интерес. Трудно, например, остаться равнодушным после строчек, в которых француз описывает единение Собора и горбуна Квазимодо, из-за которого посетителям Нотр-Дама казалось, что здание дышит и пришло в движение. Писатель заставляет задуматься о современном состоянии архитектуры, о сохранении её памятников, что делает роман чрезвычайно актуальным и в наши дни, с чем согласились все участники книжного клуба.
Не случайно был выбран и сюжет – истории о любви, особенно о любви роковой, всегда привлекали и будут привлекать большое количество читателей. Дьявольская страсть Клода Фролло напоминает одновременно и о докторе Фаусте, и о персонажах-священниках из различных готических романов (первыми в голову приходят «Эликсиры Сатаны» Гофмана и «Монах» Мэтью Льюиса). Только в романе Гюго дьявол не является священнику во плоти или в виде фляги с чудодейственным вином, дьявол в самом Фролло, в его безумном желании владеть Эсмеральдой любой ценой.
«Нельзя было удержаться на этом адском склоне – я перестал принадлежать себе. Другой конец нити, которую дьявол привязал к моим крыльям, он привязал к твоей ножке. Я стал скитаться и бродить по улицам, как и ты. Я поджидал тебя в подъездах, я подстерегал тебя на углах улиц, я выслеживал тебя с высоты моей башни. Каждый вечер я возвращался всё сильнее обворожённый, всё сильнее отчаявшийся, всё сильнее околдованный, всё более обезумевший!». (Виктор Гюго)
Персонажи книги произвели самые разные впечатления и стали одной из основных тем при обсуждении. В целом роман получил только положительные отклики, многие участники книжного клуба даже выразили желание перечитать его в будущем. Единственное, что смутило некоторых участников, это огромные многостраничные описания, заправленные россыпью имён, названий и дат.
Бонусной книгой встречи стал роман гениального американского писателя-фантаста Роберта Шекли «Цивилизация статуса». Роберт Шекли (1928–2005), считающийся одним из главных мастеров иронической фантастики, был продуктивным человеком во всех смыслах этого слова (более четырёхсот рассказов, несколько десятков романов и повестей. А ещё пять жён, четверо детей, три внука). Его произведения отличаются невероятной динамичностью, юмором, размышлениями на довольно серьёзные темы, преподносимые в тонкой, ненавязчивой форме, и совершенно безумной фантазией автора, способной перевернуть с ног на голову любую знакомую читателям вещь, вывернуть её наизнанку и подать в абсолютно ином виде.
«Я просто делаю свою работу – пишу книги. Я не очень самолюбив – не такого высокого мнения о себе… Поэтому, когда меня спрашивают о проблемах политики, социального устройства общества, я чувствую себя неловко. Не хочу выглядеть слишком серьёзным. Я же не пророк… Я не большой мастер беседовать о чужих книжках, потому что голова писателя слишком занята тем, что он придумывает сам, его собственным миром… Я не верю в третью мировую войну, в реализацию антиутопий, в глобальные катастрофы… Если человечество этого не хочет (а оно не хочет, отдельные больные люди не в счёт), этого не случится». (Роберт Шекли)
Роман «Цивилизация статуса», впервые опубликованный в 1960 году, это типично шеклевское произведение – короткое, ёмкое, умное, переполненное событиями и неизменно остроумное. Фантаст, как никто другой умеющий с первых строк завладеть вниманием читателей, бросает нас вместе с потерявшим память главным героем в безумный водоворот жизни на планете Омега. Планете, на которой «не живут дольше трёх лет», потому что она населена преступниками, сосланными с Земли, и на ней царят очень странные законы. Несмотря на довольно малое число страниц, Шекли успевает «пройтись» и по системе правосудия, и по классовому расслоению (название романа говорит само за себя), и по религиям, и по попыткам создания идеального общества, размышляет о свободе воли, вине, познании себя, добре и зле и, как всегда, делает это легко и ненавязчиво.
«Наши автоматические заводы производят одни и те же продукты. Так как товары у всех одинаковы, нам приходится изменять их, улучшать, украшать и такими способами выражать себя. Вот что происходит на Земле, Баррент. Наши энергия и способности уходят на никчемные цели; личность замкнулась на себе. Мы мастерим старинную мебель в соответствии с рангом и статусом, а тем временем нас тщетно ждут неисследованные планеты. Мы давно кончили развиваться. Стабильность принесла застой, и мы ему подчинились». (Роберт Шекли)
По стилю произведений Роберта Шекли часто сравнивают с О’Генри. Можно на этом не останавливаться и сравнить Шекли с ещё одним остроумнейшим писателем и обладателем невероятной фантазии – Терри Пратчеттом.
Участники клуба разошлись во мнении относительно произведения американца. Кому-то не понравилась неестественная живучесть главного героя, кому-то – темп повествования и сменяющие друг друга с огромной скоростью события, кому-то – резко обрывающая повествование концовка (типичный приём Шекли. Американец предпочитал не раскрывать все карты и предоставлял читателям домысливать и фантазировать самим. А может, ему было просто лень придумывать концовки. Как бы то ни было, это одна из отличительных особенностей романов фантаста, от которой поклонники Шекли приходят в восторг). Тем не менее, почти все участники выразили желание продолжить знакомство с творчеством американского писателя.
По основной книге была проведена очередная викторина. Победитель получил в качестве приза книгу Виктору Гюго «Что я видел. Эссе и памфлеты».
Для обсуждения на следующую встречу, которая состоится 19 марта в 14.30, выбраны следующие книги:
Основная: «Чума», Альбер Камю.
Бонусная: «Цветы на чердаке», Вирджиния Эндрюс.
Ждём всех любителей чтения, желающих обсудить прочитанное в приятной компании!
Универсальный читальный зал